Лучшее за неделю
9 сентября 2015 г., 11:30

Фотограф Михаил Гребенщиков: У реальности нет лица

Читать на сайте
Фото: Михаил Гребенщиков

Фотография называется «В зазеркалье», снял я ее на Nikon D300s 6 мая 2012 года на акции протеста «Марш миллионов».

Участников марша я фотографировал где-то в последней части шествия, когда толпа остановилась на мосту перед поворотом на Болотную площадь. Направившись сквозь толпу ближе к кинотеатру «Ударник», я вышел к оцеплению полиции. Толпа долгое время стояла, затем впереди, на подходе к Болотной, началось какое-то движение. Наверное, мне следовало, как и остальным фоторепортерам, скорее двигаться туда и снимать происходящее, но меня впечатлил вид полицейского оцепления в несколько рядов на фоне Кремля, и я остался искать свой кадр. Поиски увенчались успехом: среди оцепления я нашел этот образ, подобный образу из стихотворения У. Блейка, – чашечки цветка, в которой было видно небо.

Затем я еще снимал столкновение протесту­ющих с полицией, но чувствовал, что уже поймал тот самый кадр – классический фотожурналистский в моем понимании, – о котором всегда грезил.

Я занялся фотографией в старших классах школы, и это было связано с увлечением компьютерными играми. Меня привлекал эффект реальности, который присутствовал в игре, и то, что этой реальностью, играя, можно управлять. Я понял, что фотография – это тоже способ конструирования реальности, поэтому я передумал поступать после школы на факультет режиссуры и мультимедиа и вместо этого поступил на фотожурналистику. Процесс фотографирования меня очень увлек, и я жадно впитывал всю входящую информацию. Сначала меня привлекал фоторепортаж – первые пару лет обучения мне хотелось делать типичные журналистские картинки, что-нибудь в стиле Джеймса Нахтвея – в это время и была сделана фотография «В зазеркалье». Но потом я понял, что репортажное фото, портреты и коммерческая фотография – это пена дней и единственный заслуживающий внимания жанр – авторское фото.

В любой хорошей фотографии есть социально-политический контекст – взять хотя бы таких хрестоматийных авторов, как Картье-Брессон. Однако, помимо этого, каждый его снимок – художественное высказывание. Обучаясь на факультете фотожурналистики, я понял, что с помощью фотографии можно философствовать и с помощью художественной авторской фотографии можно разогнать свой ум до огромных скоростей, но только если репортажная фотография – это как езда на первой передаче, а авторское фото – на пятой.

Хороший кадр должен превратиться в миф, который в конкретное время является невысказанным, но просится быть выраженным в какой-либо форме. Некоторое время после того, как я снял портрет полицейского, пытался анализировать природу популярности кадра и понял, что абсолютно точно выразил миф о том, что Россия является полицейским государством. Я употребляю слово «миф» неспроста. С мифами можно поступать двумя способами: создавать и развенчивать. Но когда мы их развенчиваем, мы создаем почву для новых мифов. У объективной реальности нет какого-то своего лица, и фотографы используют те или иные мифы, погружая в них зрителей с головой.

Фотографа не должны вдохновлять на работу только фотографы. Мне помогает фотографировать музыка и литература, я вдохновляюсь чем-то каждый день. В то время, когда я снял «В зазеркалье», я был под влиянием таких фотографов, как Владимир Вяткин, Трент Парк и Якоб Ауэ Соболь, слушал музыку Nine Inch Nails и Burial.

Я не планирую стать властителем дум, изменить мир при помощи фотографии, в первую очередь она что-то дает мне самому. Я хотел бы превратить фотографию в инструмент, с помощью которого смог бы узнать больше нового о мире. Но, конечно, я также мечтаю сделать кадр, от которого у зрителя отвисла бы челюсть.С

Обсудить на сайте