Вадим Рутковский: Из Манежа — в «Вечность»: в Москве открыта главная выставка осени
В прошлом году галерея «Триумф» начала сотрудничество с музеем экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб»: весь 2014-й на втором этаже центрального Манежа проходили выставки молодых видеоартистов, завершившиеся эпической коллективной экспозицией «Большие надежды». В 2015-м экспансия актуального видео продолжается, только теперь проект называется «Отцы и дети» и посвящен художникам, которые надежды уже оправдали.
ПРОВМЫЗА — это Галина Мызникова и Сергей Проворов, арт-группа из Нижнего Новгорода, авторы, чьи работы мы можем называть и видеоинсталляциями (так, например, написано на выставочных табличках), и фильмами — их показывали на Венецианском и Римском кинофестивалях (об одной из представленных на выставке работ, «Вечности», подробнее здесь, как раз в репортаже из Рима), а год назад специальный сеанс ПРОВМЫЗЕ посвятил «Кинотавр». ПРОВМЫЗА — художники, которых в России (да и в мире) по пальцам перечесть: для них нет границ между разными формами искусства. В их биографии, помимо видео, опера «Марево», в постановке которой видео не использовалось вовсе. Премьера «Марева» прошла в музейном пространстве Нижегородского Арсенала, проект победил в конкурсе «Инновация» — и при этом ничего не потерял, будучи сыгран в относительно традиционном театральном пространстве, на сцене Центре имени Мейерхольда в рамках «Золотой маски». ПРОВМЫЗА сотрудничала с композитором Дмитрием Курляндским — их «Невозможные объекты» играли на Винзаводе и Новой сцене Александринского театра — я пропустил это событие из-за операции на позвоночнике и до сих пор считаю это одним из главных упущений в жизни. В общем, если не мудрить и выражаться по-журнальному просто, ПРОВМЫЗА — это очень и очень cool. У их работ может быть много высоколобых трактовок — с удовольствием отсылаю к глубокому и тонкому тексту каталога, написанному замечательным куратором Кариной Караевой, но, честно говоря (возможно, сказывается мое поп-мышление человека, 14 лет проработавшего в глянце), не обязательно знать труды Славоя Жижека, лекции Мераба Мамардашвили или картину Генри Пича Робинсона «Затухание жизни», ставшую основой фильма «Капель», чтобы расшифровать визуальный код ПРОВМЫЗЫ. Это абсолютная визуальная магия, колдовской ритуал, пластическая поэма, завораживающая резкой постапокалиптической красотой.
Я не знаю, как сами Галина и Сергей относятся к сравнению с Тарковским — мне кажется, что оно поверхностное и не слишком справедливое: Андрей Арсеньевич, при всем уважении, прошлый век, автор великий, но несколько архаичный, а ПРОВМЫЗА — художники настоящего и будущего, заглянувшие в неведомые советскому классику мультимедийные сферы (и «медиа» в данном случае еще и средство коммуникации с потусторонним миром). Но сравнивают, да, часто — это примитивный, но самый легкий способ определить стилистические особенности работ дуэта: они медитативно медлительны, в них есть поэзия, метафизика, острое переживание мучительной (кто-то скажет, диалектической) связи тела и духа, особое пространство.
География — одно из ключевых слов для видео ПРОВМЫЗЫ. Как они находят локейшны своих фильмов — эти странные и гипнотизирующие места, существующие здесь, сейчас и нигде? Дантовский песчаный карьер «Вечности», остров погибающих людей «Колыбельной»? Для этого нужно острое зрение — даже не художника, но мистика. Я немного завидую тем, кто впервые увидит работы ПРОВМЫЗЫ — на ретроспективной выставке представлены четыре фильма-инсталляции, с 2004 по 2012 годы (и отсутствие в списке новейших «Канонов и канунов», впервые показанных на ММКФ, — на совести Манежа). В пространстве «МедиАртЛаба» их можно не только внимательно рассмотреть, но и услышать: звук, будь то музыка, шум ветра или тяжелый индустриальный гул, важен так же, как видеоряд. Это звук вечности, и начинается она в двух шагах от Кремля.