Юлия Дудкина: «14+». Все по-настоящему
В 14 лет, когда осталось всего ничего до летних каникул и улицы нагреты солнцем, меньше всего хочется думать об учебе. Математика, русский, уборка в комнате и ворчание родителей — это все неважно. Важно, чтобы та девочка из соседней школы на тебя посмотрела. Или чтобы тот мальчик, который все стесняется к тебе подойти, пригласил танцевать на школьной дискотеке. Детство уже вроде бы и закончилось, а взрослая жизнь еще не наступила — наверное, многие вспоминают это время как одновременно очень тяжелое и очень счастливое.
Фильм Андрея Зайцева «14+» — как раз об этом. И даже то, что режиссер использовал для картины выдуманный сюжет «Ромео и Джульетты», не делает ее менее правдоподобной.
— Я вообще довольно критичный зритель, — говорит Денис Мурашкин. — Но тут вышел из зала просто в восторге. Да и все остальные зрители, мне кажется, тоже. Я редко вижу, чтобы весь зал аплодировал после фильма. Первым делом я подошел к режиссеру и пожал ему руку. В «14+» я действительно увидел себя: я так же бегал от более взрослых ребят-хулиганов и разбивал бутылку, чтобы получалась «розочка», когда надо было защищаться. Тоже боялся целовать девчонок. Оторваться невозможно — как будто вернулся в то время.
Действительно, когда смотришь фильм, кажется, что в жизни школьников все осталось таким же, как было в собственные школьные годы — даже не верится.
— Я так и не понял: то ли с годами совсем ничего не меняется, только телефоны становятся моднее, то ли режиссер случайно показал нам группу подростков, которая живет так же, как жили мы, — удивляется Илья Бородин. — Мне-то казалось, подростки теперь другие: многие мечтают стать видеоблогерами, многие не проводят столько времени на улице...
Но все-таки подростки в этом фильме настоящие. Они даже не профессиональные актеры — режиссер нашел их всех «ВКонтакте». Некоторые сцены они сами помогали придумывать, а еще скидывали съемочной группе музыку, которую слушают. Так что упрекнуть Андрея Зайцева в том, что его герои отстали от жизни, не получится. Леша и Вика постоянно сидят в социальных сетях, рассматривают фотографии друг друга, пытаются друг другу на что-то намекнуть с помощью многозначительных статусов на страницах… Нет, что-то в жизни тинейджеров все-таки поменялось. Просто, несмотря на новые технологии и меняющийся подростковый сленг, истории остаются все такими же. В 14 лет этих ребят тревожит то же, что тревожило нас, наших мам и бабушек. Может быть, поэтому, хоть «14+» и снят как ультрасовременный фильм, он напоминает «Вам и не снилось» или «Курьера» Шахназарова.
Но фильм Андрея Зайцева не только про подростков. Здесь есть и родители. Как вести себя, когда твой ребенок, который еще вчера просил на день рождения новую машинку и позволял вытирать себе нос платком, вдруг начинает отдаляться — целыми днями где-то пропадает, влюбляется, впервые пробует алкоголь и участвует в уличной драке? Как отпустить его от себя? Нужно ли контролировать каждый его шаг?
И все-таки режиссеру — вполне взрослому человеку — удалось встать на сторону подростка и показать все его глазами, а не с точки зрения родителей. В «14+» отлично видно, что первая любовь и школьная дружба — это не глупости, которые кажутся подростку важными и отвлекают от учебы. Это и есть его настоящая жизнь.