Лучшее за неделю
Антон Сазонов
23 октября 2015 г., 10:28

Кино на «Снобе»: революционная зараза и ее жертвы в сатирической комедии «Антивирус»

Читать на сайте

Светлане Эксфорд 30 лет. Весной она закончила мастерскую Дениса Родимина и Владимира Фенченко по специальностям кинодраматургия и кинорежиссура на Высших курсах кино и телевидения во ВГИКе. «Антивирус» — дипломным игровой фильм Светланы, виртуозно стилизованный под документ, «фильм про время, в которое я живу» — участвовал в конкурсах 37-го Московского международного кинофестиваля, ХХ «Святой Анны» и Х Международного кинофестиваля в Марбелье. «Лишь в Марбелье мы были номинированы дважды — за “Лучший короткометражный фильм” и “Лучшую музыку к кинофильму”. Но приза, к сожалению, не получили». Онлайн-премьера — у нас.

This browser does not support the video element.

Музыка внутри. Всегда много путешествовала и много снимала. Мне нравилось всматриваться в людей и додумывать их историю. Когда слушала музыку, в голове складывала видеоклип из того, что видела вокруг. В конце концов решила получить профессиональное образование, которое бы отражало мое ощущение мира. 

Незаконченный Иисус. Я снимала этюды в процессе обучения, но это были в основном небольшие зарисовки, «проба пера». Не думаю, что на них стоит заострять внимание. Была краткая история об Иисусе, живущем среди нас и дарящем надежду. Я тогда снимала и в церкви с благословения Чаплина. Но теперь у нас появились довольно агрессивные интерпретаторы, которые знают, что и как надо изображать. Фильм завис на постпродакшене, но я хочу все же закончить и вскоре выпустить. Хотя тема, пожалуй, столь же щепетильная, как и у «Антивируса». 

Откуда пошел «Антивирус». Навеяло временем. Произошла некая компиляция телевизионных новостей, мировых событий и их подачи в СМИ со стилистикой мокьюментари, которые мы смотрели на занятиях во ВГИКе. К тому же мне всегда нравился Джордж Оруэлл и «Generation П» Виктора Пелевина. Однажды все это слилось воедино. Глобальная идея сложилась сразу, но в какой-то момент я поняла, что не могу двигаться дальше и хожу по кругу. Тогда я пригласила Марину Малашенкову, которая училась со мной. Она привнесла свежего воздуха в историю, помогла взглянуть за рамки, и мы с ней довольно быстро завершили сценарий. 

С девушками сложнее. Начала я с главной героини. На эту роль я отсмотрела более пятидесяти актрис. Параллельно искала актера на роль Антона, от лица которого происходит повествование. Когда выбор остановился на Вадиме Соколове, актриса все еще не была выбрана, и тогда Вадим мне посоветовал посмотреть Катю Виноградову. Она оказалась именно такой, какой я видела главную героиню. Она мне очень понравилась и по типажу и своими профессиональными данными. Мне было важно, чтобы актриса менялась в фильме, и Катя отлично справилась с ролью. А когда костяк из двух главных героев сложился, все пошло гораздо быстрее и легче: я нашла Александра Наумова и Наталью Старкову. Некоторые проблемы возникли с профессором: актер, которого я пригласила на эту роль, отказался по политическим соображениям, прочитав сценарий, что меня весьма удивило, поскольку я не писала сценарий ни «за», ни «против». Но когда я познакомилась с Николаем Прокофьевым, я очень была рада, что обстоятельства сложились именно так. 

Дилетантов не предлагать. Я искала именно профессиональных актеров, и поэтому мы легко понимали друг друга, много обсуждали видение образов, и каждый внес что-то новое в своего героя. Вообще, с командой мне очень повезло. Со всеми: и с кем я работала на площадке, и с кем сотрудничала на посте. 

Соблюдая нейтралитет. Поскольку фильм снят в жанре мокьюментари, я хотела, чтобы название было самым очевидным, при этом — политически нейтральным. 

Честные места. Из пяти съемочных дней три были отведены на интерьерные съемки и два — на экстерьер. В отношении локейшенов я нигде не соврала… почти. «Кабинет проректора» снимали в кабинете проректора, «Квартиру Краповых» — дома у знакомых, а «Измайловский парк» — в Измайловском парке. НИИ полностью был отснят в Институте спортивной медицины. У них очень разнообразные помещения и исчерпывающее количество медицинских приборов, которые придали искомый колорит заявленному НИИ. 

Полезное заблуждение. В основном я ориентировалась на построение информационных программ и тех мокьюментари, с которыми уже была знакома или изучала в процессе подготовки к съемкам. Это не атмосферная картина, моей целью было изложение фактов наиболее убедительным способом, чтобы зрители, если не до конца фильма, то хотя бы короткое время верили в то, что это документальное кино, составленное из некоего набора записей непрофессиональными кинематографистами. 

Как делают новости. Когда мы отсняли первый эпизод с девушкой на пешеходном переходе, я решила выложить его в сеть, чтобы посмотреть насколько убедительным получился кадр. Видео быстро разошлось по различным сайтам и форумам и вызвало шквал обсуждений на тему «кто прав, кто виноват». Потом видео появилось в новостях телеканалов «Москва 24» и «Россия 24». Нам поверили! Это пришлось очень кстати — именно новостной обзор с телеканала я и взяла в монтаж. 

Пенять на зеркало. Наверное, все же сценарий — самое сложное, что было в работе над этой картиной. Мне было очень важно, чтобы в фильме видели сатиру, а не пропаганду. Очень сложно соблюсти эту грань и не соскользнуть в ту или иную сторону. Но то ли у меня не до конца получилось, то ли такая острая и скользкая тема, что меня пытались обвинить и в проправительственности, и в проопозиционном настрое. А я старалась быть лишь зеркалом окружающей нас реальности. Мне кажется, что было бы нечестно навязывать свои взгляды.

Тихий дом. Съемки проходили очень весело, несмотря на многие сложности, встававшие у нас на пути. Самым запоминающимся, наверное, был съемочный день эпизодов в квартире. Девушка, с которой я договорилась об аренде квартиры под съемки, не отвечала на звонки все утро. И мы со всей съемочной командой и грудой оборудования ждали на улице несколько часов. Я была несколько растеряна, но не готова сдаваться. Совершенно случайно позвонил мой знакомый, который в последствии сыграл роль медбрата, Игорь Разговоров, и, узнав о сложившейся ситуации, предложил снимать у него. Было принято решение ехать. 

Знакомство вслепую. Сложность состояла в том, что, кроме актеров, на площадке не было места никому из съемочной команды. Поэтому приходилось все очень тщательно репетировать в условиях первого освоения пространства, снимать «вслепую» и при необходимости повторять все заново. 

Излучины сантехники. Самым любимым, хотя весьма коротким, для меня стал кадр со дна унитаза, предложенный Мурадом Газиевым, оператором картины. Мы использовали GoPro — камеру весьма прогрессивную во многих отношениях, но у нее обнаружился неожиданный недостаток: она легко проваливается в унитаз. Мы сделали несколько неудачных дублей, и на одном из них камеру унесло в недра московской канализации. Я ужасно расстроилась, так как все финансовые расходы лежали лично на мне. Но и здесь моя настойчивость меня спасла. После нескольких неудачных попыток мужской части съемочной команды отыскать камеру я отправилась за ней сама... Моя рука лучше подошла для этой цели — нащупала и спасла утопленницу. Получился очень длинный кадр с нашими счастливыми лицами в конце. В монтаж, к сожалению, вошел лишь небольшой кусок. 

Денег не надо. Бюджет минимальный — порядка 50 тысяч. Это оборудование, гонорары и еда. Монтаж я делала сама, а со звуком мне повезло отдельно. Я работала с компанией Simply Right Media и непосредственно с Робином Эксфордом как музыкальным супервайзером. А постом по звуку занимался Марк Апичелла, обладатель премии BAFTA, талантливый звукоинженер и хороший друг. 

Время и искушения. Есть истории для полного метра, а есть для короткого. Выразить себя можно и в одноминутном фильме. Сейчас вынашиваю значительно более серьезную художественную драму. Пока работаем над сценарием, возможно, напишем на полный метр. Все будет зависеть от того, будет ли проект интересен для стороннего финансирования, и степени заинтересованности дистрибьюторов. Это как раз то, о чем я говорила выше. История человека, воспитанного идеалами Советского Союза и потерявшегося в современной России, который пытается адаптироваться в реалиях новой страны. Смещенные идеалы, пресловутые «двойные стандарты»... Картина о борьбе человека с искушениями нового времени. Надеюсь, для подобных картин все еще есть время.

Другие фильмы проекта:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.

Обсудить на сайте