Не «Лобстером» единым: старый новый Холмс и еще 7 поводов идти на фестиваль британского кино
1. «Лобстер»
Самый популярный участник фестиваля: только в Москве его показывают пять раз (премьера — в «Гоголь-центре», остальные показы — на основной площадке, в «Формуле кино Горизонт»), и не удивлюсь, если все билеты уже проданы. Он же самый неожиданный участник «Бритфеста», имеющий к британскому кино строго формальное отношение: это копродукция Греции, Франции, Великобритании, Ирландии, Нидерландов и США, в которой британский финансовый вклад, может, и существенный, но не единственный. Правильно, в общем, делают на Каннском фестивале, когда просто не указывают страну-производителя; главное — имя режиссера, и «Лобстер» — в первую очередь не английский или греческий, а фильм Йоргоса Лантимоса, мрачного, саркастичного и, как показал «Лобстер», нежного выдумщика. Подробнее об этой психологической антиутопии — в моем каннском репортаже. Фильм прекрасный, однако остановиться на нем одном было бы страшной несправедливостью по отношению к самим себе: на «Бритфесте» много интересного.
2. Шерлок Холмс
Казалось, можно было остановиться после появления русского сериала Игоря Масленникова — зачем конкурировать с идеальным Василием Ливановым? Но нет, конечно, продолжали и продолжают снимать про бога дедуктивного метода в разных стилях и жанрах, включая недавний экшн-бурлеск Гая Ричи с Холмсом — Дауни-младшим и два народных сериала с Холмсом — Камбербэтчем и Холмсом — Джонни Ли Миллером. На открытии «Бритфеста» — совсем другой, старый (но не слишком добрый) сыщик с признаками Альцгеймера: «Мистер Холмс» Билла Кондона, специалиста по нестандартным кинобиографиям (режиссера Уэйла, сексолога Кинси и журналиста Ассанжа в частности), в заглавной роли — 76-летняя легенда Йен Маккеллен. Кстати, единственную номинацию на «Оскар» за главную роль ему принесла работа в фильме Кондона «Боги и монстры», где сэр Маккеллен играл роль Джеймса Уэйла, создателя «Франкенштейна». И на Холмса-пенсионера стоит обратить внимание.
3. Шарлотта Рэмплинг
Сказать, что Рэмплинг потрясающая актриса, — не сказать ничего. У Рэмплинг всегда, в течение всей ее 50-летней кинокарьеры было острое чутье на правильных режиссеров со всего света. Нет, конечно, и в этой объемной фильмографии можно найти провалы, например «Основной инстинкт — 2», но даже провалы окажутся эпохальными и незабываемыми. А перечисление скандальных шедевров с участием Рэмплинг вызывает приятную дрожь: «Гибель богов» Висконти и «Ночной портье» Кавани, «Зардоз» Бурмана и «Макс, моя любовь» Ошимы, «Под песком» Озона и «На юг» Канте. Вуди Аллен, Алан Паркер, Ларс фон Триер, Хулио Медем, Энки Билаль, Матье Кассовиц — мало кто собирал такую режиссерскую коллекцию; впрочем, я бы полюбил ее все равно и с раннего детства — благодаря экологическому хоррору «Орка, кит-убийца», плававшему в советском прокате под названием «Смерть среди айсбергов». А еще у Рэмплинг потрясающее тело, которого она тоже не стеснялась никогда — и в 2009-м позировала обнаженной для фотосессии Юргена Теллера. В программе «Бритфеста» фильм поскромнее — это драма «45» о пожилой супружеской паре, внезапно открывающей, что такое ревность. Однако же и это один из фестивальных хитов года, принесший Рэмплинг приз за роль на Берлинале.
4. Мюзикл.doc
«Лондон-роуд» — потрясающий симбиоз кино и театра, новейшей драматургической методики и классического жанра. Но по порядку. Это документальная драма о жителях улицы, чей сосед совершил пять убийств проституток, созданная по принципу verbatim — у нас эта революционная инновация британского театра Royal Court взята на вооружение «Театром.doc», молодыми брусникинцами, «Седьмой студией», Воронежским камерным театром, в общем, теми коллективами, кто не чурается несымитированной реальности. Дальше — больше: подлинные интервью были положены на музыку, и чистой воды док превратился в мюзикл, поставленный на сцене Национального театра в 2011 году. А теперь ее создатель Руфус Норрис собственноручно превратил спектакль в фильм, где в ансамбль опытных актеров музыкального театра ладно встроился и наимоднейший Том Харди.
5. Просто doc
Важная глава «Бритфеста» и отдельная площадка — ЦДК — отданы документальному кино. Главные герои этой секции — Марлон Брандо (о диком сердцем актере рассказывает сенсационный фильм «Послушай меня, Марлон»), Клод Ланцман (автор легендарного девятичасового фильма о холокосте рассказывает историю работы в «Призраках “Шоа”») и Рассел Брэнд (британский Иван Ургант, на родине известный как политический активист, а в России — как звезда голливудских комедий, стал героем «Второго пришествия» и люто возненавидел результат).
6. Закат
В «Дневнике Сатаны» Леонида Андреева есть такой абзац: «Я долго стоял на Монте-Пинчио и старался понять, что такое закат солнца, и не мог понять: предо мною двигались бесконечно мужчины и женщины и смотрели друг другу в глаза. Что такое женщина, объясни мне! Одна, очень красивая, сидела в автомобиле (...). Она смотрела на закат, и закат смотрел на нее, и больше ничего, но я не мог вынести этого: мое сердце охватила такая тоска и любовь, такая любовь и тоска, как будто я умираю». У «Песни заката» Теренса Дэвиса другой литературный первоисточник — роман Льюиса Грассика Гиббона, шотландская классика 1932 года, но вообще поэтика заката, тоска и любовь (и еще, конечно, история) — главные мотивы Теренса Дэвиса, автора завораживающих эстетских драм. В отличие от наглого «Лобстера», у «Песни заката» только один фестивальный показ — не пропустите!
7. Ядерная угроза
Основательную нервотрепку обещает самый камерный фильм фестиваля — «Военная книга» Тома Харпера, где члены британского правительства 90 напряженных минут обсуждают, что делать и кто окажется виноват в случае применения ядерного оружия. Беспроигрышная страшилка, взятая на вооружение кинематографистами в годы холодной войны, слегка утратила актуальность в период разоружения и глобального потепления в некогда биполярном мире. Однако новые тревожные времена возвращают спрос на воинственный атом. В актерском ансамбле «Военной книги», напоминающей все великие клаустрофобические фильмы, от «12 разгневанных мужчин» Люмета до «Гаража» Рязанова, разом, выделяются Шон Эванс (он лично представит фильм москвичам), Бен Чаплин и Керри Фокс.
8. Ретро
Редко кто-то справляется с этим требующим особого дыхания, размеренного ритма и сладко-горькой ностальгии жанром лучше британцев. Ничего удивительного в том, что на фестивале два выдающихся ретрофильма: любовная драма «Бруклин» (с Сиршей Ронан и Доналом Глисоном в главных ролях) и музыкальная драма «Северный соул» (со Стивом Куганом и Лизой Стэнсфилд в ролях второго плана), вспоминающие начало и конец ужасного и прекрасного ХХ века.