Кино на «Снобе»: скромный юноша и странная девушка в мелодраме «Одинокие души микробов»
Михаилу Романовскому 28 лет. Он закончил Тюменский международный институт финансов, управления и бизнеса по специальности «рынок ценных бумаг и биржевое дело», затем сменил профессию и поступил в мастерскую Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского на Высших курсах сценаристов и режиссеров учиться «режиссуре игрового кино и ТВ». Дипломный фильм Михаила «Одинокие души микробов» — про нежный возраст, первую любовь, первое предательство, неизбежное взросление и безумную столичную жизнь. Онлайн-премьера — у нас.
Доля риска. С самого детства моя жизнь была связана с творчеством и сценой. В школе мы ставили театральные постановки, в университетские годы, во время учебы на финансовом факультете, я участвовал в студенческих коллективах. Кроме того, я много лет проработал с удивительными людьми в общественной организации — клубном объединении старшеклассников «ВЕГА», где научился тому, что нужно стремиться к своей мечте. На пятом курсе я был уверен, что стану финансовым аналитиком, и решил, что пора начинать взрослую жизнь. Я устроился в отдел по работе с клиентами одной инвестиционной компании, получил там полезный и интересный опыт. Но в моей жизни отсутствовало творчество, поэтому в новой серьезной роли меня хватило на полгода. Я подумал «пройдет 20–30 лет, а в моей жизни ничего не поменяется: так же будет монитор с котировками, возможно, будет другая должность, другое финансовое состояние, но суть останется прежней». Хотелось что-то создавать. Руки давно тянулись к съемкам и монтажу, было интересно открывать для себя новый мир, новые ошибки, новых людей из мира видеопроизводства и кино. Так, собрав команду, мы сняли работу «Кофе с молоком», ее успех на любительских кинофестивалях навел меня на мысль о поступлении в киношколу. В голове крутилось: «Лучше я рискну и пожалею, чем буду жалеть о том, что так и не рискнул». В этом решении меня поддержали родители и друзья.
Каждый фильм — подарок. Каждая работа в первую очередь важный опыт. Каждый фильм дарит мне возможность открыть профессию по-новому, познакомиться с удивительными людьми, учит новым режиссерским, техническим, технологическим приемам и, главное, напоминает, что кино — искусство, не имеющее границ познания. Мой первый фильм «Кофе с молоком» дал хороший толчок к тому, чтобы поступить в киношколу, хоть сейчас и понимаю, что эта работа была скорее этюдом, благодаря которому был сделан первый шаг. Я хотел показать, насколько разными могут быть миры мужчины и женщины и как важно находить компромисс, объединяя эти миры ради сохранения отношений.
Голый и голодный. Учебный фильм «Крылья» был чистой воды ощущением момента, не знаю, насколько удалось это передать, но переснимали дважды, чтобы добиться необходимого результата. До сих пор эта работа — важная часть моего мироощущения, и если кому-то показываю ее, ощущаю себя голым. Работа над киноальманахом «Взрослые люди» помогла мне встретить людей, с которыми работаю до сих пор. Это был поиск себя, своего стиля, а также своеобразная школа, где было необходимо в кратчайшие сроки и минимальный бюджет уложить полноценный фильм. Одноминутный арт-фильм Hunger был экспериментом. На самом деле, очень хотел снять работу к фестивалю ASVOFF, был написан полноценный сценарий, произведен подготовительный период, но за пару дней до съемки у нас пропала возможность снимать на крайне важной для истории локации. Сутки не мог уснуть, думая про другие варианты, в какой-то момент родилась новая идея, снова на ощущении момента. История была доработана общими усилиями нашей команды, и буквально за сутки мы нашли все необходимое, чтобы успеть в срок дедлайна.
Душевная кухня. Работа над сценарием «Одиноких душ микробов» была очень долгой, это был поиск не только идеи, но и определенной атмосферы, ощущения, формы. Со сценаристом Максимом Максимовым мы очень много говорили и обсуждали, думаю, это принесло очень хорошие творческие плоды. Наш пазл начал собираться в момент знакомства с актером Артемом Ключниковым. Пообщавшись с ним, мы почувствовали главный вектор фильма. На самом деле история очень забавная. На Артема я наткнулся случайно, его типаж вызвал невероятный восторг, в процессе общения выяснилось, что он заканчивает обучение в школе имени Филатова, с актерским уклоном. Разумеется, я предложил встретиться. Помню, что очень долго сидели в кафе, меня поразила его мимика, характер, некая диснеевская наивность, и в итоге я сказал «не знаю, о чем будет история, но ты в ней будешь главный герой», на что он засмеялся, думая, что это шутка. В итоге эта шутка обернулась работой на несколько месяцев и 35 минутами фильма.
Поиск героини был действительно сложный, у нее должны быть модельные данные, сильный, яркий, неординарный характер, смесь женственности и твердости, глубина во взгляде. Первичный поиск типажа занял две недели, и вот снова случайно я нахожу Асю Домскую, она прочитала сценарий, и мы начали договариваться о встрече, чтобы обсудить детали, и самое интересное, что, выбирая день место и время, выяснили, что мы оба собираемся пойти в один и тот же кинотеатр, на один и тот же фильм, в одно и то же время. Это была «Пена дней» Мишеля Гондри. Разумеется, пошли мы вместе, после показа сели в кафе, и это был самый короткий кастинг в моей практике. За десять минут общения Ася оказалась настолько живой, органично характерной и яркой, что я понял: это именно она. За эти десять минут Ася сменила прическу раза четыре, настолько ей не сиделось на месте — это тоже подтвердило мою уверенность в выборе.
Напутствие Михалкова. С Таней Левиной история более давняя, еще во время учебы в ВКСР нам проводил мастер-класс Никита Сергеевич Михалков и дал домашнее задание «снять трейлер к несуществующему фильму». В период кастинга нас с Таней познакомил один замечательный актер. Когда я впервые увидел Таню, сказал: «Когда-нибудь я сниму фильм, где ты будешь в большой широкополой шляпе, красной помаде, томно курить с мундштука». Она посмеялась, и со временем роль Таисии стала хорошей возможностью задействовать такой образ. А трейлер Никите Сергеевичу очень понравился, даже похвалил за работу с актерами.
Ночное озарение. Насколько помню, название родилось в сознании Максима Максимова и вырвалось из уст ночным телефонным звонком. Я просил его звонить в любое время дня и ночи. Услышав «Одинокие души микробов», я резко проснулся и восторженно закричал, что это идеально. Фильм стал своеобразной проверкой «на вшивость» не только для меня, но и для всей съемочной команды. Это были незабываемые бессонные 12 съемочных дней. Для дипломного фильма был большой объем локаций: вокзал, квартира, парк, метро, дворы, дневные и ночные городские улицы, ресторан, ночной клуб... Над фильмом работала замечательный художник-постановщик Настя Рязанова, она смогла уловить атмосферу, которую мы хотели передать. Операторами-постановщиками были Петя Маркичев и Святослав Осипов, ребята постоянно предлагали идеи. Мы все понимали, что раскадровка — не догма, а руководство к действию, поэтому многое пробовали на площадке.
Бессонница. Сложно было выспаться, потому что каждый день смена была около 18–20 часов и на сон оставалось около 3–4 часов. Несмотря на общую усталость, на площадке была позитивная атмосфера, все были заряжены на серьезную работу над фильмом. Не перестану повторять, что мне очень повезло с командой, все друг друга поддерживали и помогали как могли. Самым универсальным бойцом была Юля Трофимова, ее энергии стоит позавидовать, на любую проблему у нее всегда было несколько мобильных и точных решений, думаю, это очень важное качество второго режиссера.
На медведя. Вспоминается целый каскад историй, например, первая сцена, когда Тема подходит к дому Лизы. Несмотря на заранее выбранную локацию двора, нас все же настиг форс-мажор в виде рабочих, безапелляционно решивших перестелить асфальт именно в этом месте, именно в это время… Пришлось ждать несколько часов. Но были и позитивные моменты, например сцена, где Тема выигрывает игрушку для Лизы в парке аттракционов. Тема действительно выбил все стаканчики и выиграл огромного медведя, даже имя ему придумал: Ричард.
Биполярный мир. С продюсером «Одиноких душ» сложились очень сложные отношения, приходилось искать компромисс — потому что продюсером был я. Конечно же, хорошая команда и организаторские навыки помогли, но было сложно сконцентрироваться на фильме с точки зрения режиссера-постановщика. Сейчас понимаю, что одной из главных ошибок в работе над фильмом была попытка сочетать две полярные по своей природе профессии.
Всему свое время. В данный момент я нахожусь в творческом поиске, который пытаюсь сочетать с работой на телеканале. Полный метр — обязательно, но всему свое время, пока рано. Сейчас короткий метр помогает мне понять, в каком направлении двигаться дальше, пробовать новые формы. Я становлюсь смелее.
Другие фильмы проекта:
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.