Оскар Бренифье: 10 способов развить мышление
1. Удивляйтесь всему, даже тому, что кажется нормальным. Находите новое во всем, что считаете старым и известным, распробуйте все, с чем встречаетесь, вместо того чтобы от этого избавиться. Удивляйтесь выбору собственных слов, тому, как действуют люди, своим аргументам. Нормальность — способ убить мышление, в то время как удивление — возможность заставить свой мозг работать. Слишком часто мы превращаем то, что делаем и говорим, в привычку и, как следствие, перестаем это анализировать. Способность интерпретировать происходящее напрямую зависит от того, как мы на это смотрим.
2. Не думайте, что все возможно. «Все возможно» — угроза критическому мышлению и способ попасть в «кашу» неопределенности. Это свобода, которая на самом деле является ловушкой, где мы не способны отделить зерна от плевел, хорошее от плохого, бесполезное от полезного, возможное от вероятного и необходимого. Критическое мышление — это способность выносить суждения о том, насколько идея или действие соответствуют здравому смыслу или реальности, поскольку для адекватной оценки идеи мы должны понимать ее пределы.
3. Признавайте свои границы. Человек не может быть совершенным, вопреки желанию многих. Самоосознанность — это, прежде всего, способность видеть границы собственного разума и тела. Слишком часто мы хотим мгновенно перейти к критическому анализу других, до того как научились анализировать себя. Однако тренировка начинается именно с работы над своими собственными слабостями, поскольку это учит нас спокойно распознавать проблемы. Сократ говорил: «Познай себя и ты познаешь Богов и вселенную». Если мы не хотим видеть себя, остальной мир будет для нас загадкой или же мы будем просто проецировать на него наши собственные желания и страхи.
4. Не бойтесь реакции других людей. Людям не нравится сталкиваться с реальностью и правдой. Не внимайте своим страхам и не бойтесь потревожить собеседника — искусство мышления и искусство вопрошания означают выбор в пользу истины, а не безопасности и комфорта. В диалоге для нас часто бывает важно «остаться друзьями», и мы можем предпочесть поверхностное общение настоящему изучению вопроса. Однако истина сопряжена с болью, и, подобно врачу, осознающему, что его манипуляции с телом пациента могут причинять тому боль, вы должны помнить о последствиях манипулирования разумом. Наблюдайте за тем, что происходит, оценивайте, какой эффект производят ваши вопросы и аргументы. Если вы не будете реагировать эмоционально, вы сможете разглядеть много интересного в человеке, с которым говорите.
5. Будьте терпеливыми и умейте слушать. Терпение — это способность придерживать свои суждения и реакции и наблюдать за тем, что происходит. В повседневной жизни спешка стала нормой, и мы уже не замечаем, что теряем способность замечать. Научитесь быть мудрым воином — действуйте, когда это необходимо и лишь тогда, когда вы достаточно пронаблюдали. Слушать собеседника так же важно, как и говорить самому, если не больше. Это возможность для интерпретации и анализа. Вместо того чтобы реагировать, концентрируйтесь на содержании, которое предлагает вам собеседник.
6. Не позволяйте неясности подменять содержание. Проясняйте слова и действия, как свои, так и вашего собеседника. Сократите количество слов до строгого минимума и требуйте того же от других — это отделит существенное от второстепенного. С помощью простого вопроса: «Мог бы ты ответить одним предложением?» вы отсекаете множество ненужной информации, что позволит увидеть корень проблемы. К тому же это будет отличной тренировкой как для вас, так и для вашего собеседника. Концептуализация — одна из самых сложных задач, поскольку она не позволяет спрятаться за потоком слов. Называйте, вместо того чтобы объяснять, даже когда хотите говорить. Используйте идею Спинозы: ясность — это истина, истина — это ясность.
7. Избегайте ловушки наивности и паранойи. Способность оценивать свои идеи и не бросаться из крайности в крайность — ключевая компетенция. Поиск проблем повсюду ведет к бесполезным подозрениям, в то же время принятие всего делает вас слишком неразборчивыми. Проверяйте уместность ваших суждений, смотрите, насколько они разумны. Задавайте себе вопросы о том, видят ли другие проблему, которую видите вы, насколько проблема серьезна. Здравый смысл в этом случае будет вашим основным инструментом.
8. Отделяйте субъективное от объективного. Решите, основываются ли ваши идеи и действия исключительно на ваших чувствах и восприятии или же у них есть объективное основание. Субъективное — это то, что присуще лишь нашему видению, опыту, ощущениям в то время как объективное — нечто, что можно проверить, измерить, с чем согласно большинство. Учитесь смотреть на вещи с позиции других людей. Это поможет вам заметить возможное расхождение между вашим мнением и реальностью. Для этого задавайте себе и другим вопрос: «Что об этом подумает большинство?» Это не означает, что вы должны делать то, что делают другие, это лишь позволяет вам лучше понять, с какими возражениями может столкнуться ваша идея.
9. Исследуйте слова, проверяя их на логичность, уместность, последовательность. Отделяйте понятия «это не имеет смысла» от «мне это не нравится» или «я не согласен». Путаница между этими суждениями означает неспособность создавать дистанцию между собой и исследуемым предметом. Мы можем быть не согласны с чем-то и в то же время не видеть там проблему, и наоборот, мы можем признавать существование проблемы, но соглашаться с идеей. Оценивайте свои идеи прежде всего с точки зрения логичности и последовательности и только затем переходите к оценке самого содержания и вашего к нему отношения. Многих споров можно избежать, если участники диалога сперва применят к себе эти критерии.
10. Задавайте вопросы себе и другим. Замените утверждения вопросами, чтобы увидеть то, что думают другие и вы сами. Измените вашу оценку на вопрошание — это не просто способ получения информации, но инструмент, побуждающий людей к мышлению. У нас есть целый набор суждений о множестве вещей и желание этими суждениями поделиться. Мы страдаем, когда другие не разделяют этих убеждений, и зачастую отчаянно хотим их убедить в своей правоте. Однако мы забываем, что в этом случае не понимаем ни своего собеседника, ни себя. Если вы хотите мыслить качественно, примените к себе позицию исследователя, который больше всего хочет узнать, что же перед ним находится. Так вы сможете расширить свое мировоззрение.
Подготовила и перевела Виктория Черненко