Вадим Рутковский: Кровь, почва и новое время: фестиваль NET, камерный и прекрасный
NET-2015 камернее обыкновенного: в его гастрольной программе всего четыре названия, что отчасти связано с сокращением финансирования. Впервые самый прогрессивный российский театральный фестиваль проходит без поддержки Минкульта, что, конечно, по нашим временам мероприятие только украшает: за неполные четыре года это ведомство приобрело заслуженно дурную славу. На пресс-конференции NET’a Роман Должанский озвучил, что в данном случае Минкульт превзошел себя, то есть пошел на прямое нарушение закона, нарушив результаты тендера и собственный приказ, согласно которому минимальный финансовый вклад государства должен был присутствовать; по неофициальной информации — из-за того, что кураторы «Должанский и Давыдова должны думать, о чем они пишут у себя в фейсбуках».
Но пусть с чиновниками разбираются соответствующие органы; я уже давал себе зарок ничего не писать об одиозном министерстве и его анекдотичном руководителе, да и «рыба гниет с головы», как меня убедили еще в пионерско-комсомольском детстве. Фестиваль не столь размашист, как в прежние годы, однако же, несмотря на кризис, он проходит — при поддержке генерального партнера, Фонда Михаила Прохорова, а также Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы, и в его программе нет ни одного проходного, ни одного неинтересного спектакля.
Своеобразное предвечерие — две российских постановки, двухдневный эпос Бориса Юхананова «Стойкий принцип» в Электротеатре СТАНИСЛАВСКИЙ и предпремьерные представления «Свана», нового спектакля молодых брусникинцев по поэтическому памфлету Андрея Родионова и Катерины Троепольской на сцене ЦИМа. В зарубежной секции только один автор — уже знакомый зрителям NET’а чудесный каталонский романтик Давид Эспиноза, создающий рукотворные постановки с участием крошечных фигурок, которые даже с первого ряда лучше рассматривать в бинокль. На этот раз Эспиноза покажет свою мультиверсию всего Шекспира под названием «Много шума из ничего»; спектакль будет играться дважды в день (число зрителей не превышает полусотни) с 18 по 22 ноября. Как и два года назад, в Боярских палатах, которые вновь станут и фестивальным клубом — местом дискуссий и вечеринок, вход на которые — это стоит подчеркнуть — абсолютно свободный для всех желающих.
NET следует благородной культуртрегерской позиции первооткрывателя актуальных имен: впервые в Россию приезжает хорватский режиссер Оливер Фрлич, возмутитель театрального и общественного спокойствия. Минувшим летом его театр в хорватском Риеке столкнулся с прямой агрессией местных национал-патриотов, чему NET 17 ноября посвящает дискуссию «Национальный театр и национальная истерика». А 18 и 19 ноября на сцене ЦИМа пройдет модернизированный «Гамлет», поставленный Фрличем в Загребе. Другая новая звезда NET’а — бельгийская труппа Peeping Tom, чье сюрреалистическое действо «Земля» открывает фестиваль 15 ноября. «Земля» — копродукция бельгийцев с мюнхенским Rezidenztheater, таким образом, Москва представит творчество сразу двух важных европейских коллективов.
Генеральная линия XXI века — уничтожение границ между разными видами искусства; contemporary art уже давно вторгается даже в кинематограф, что уж говорить о театре. Еще один участник фестиваля — французский хореограф Борис Шармац, и его постановка Manger будет показана в центре дизайна Artplay — как перформанс, где зрители и исполнители не разделены рампой. Что такое перформанс, отлично знает Живиле Монтвилайте — она превращала в кибершоу «Шлем ужаса» Пелевина, а исход «Эфедры» решало количество белого или черного шоколада, съеденного зрителями. На NET’е Монтвилайте превратит в микс перформанса и фотовыставки неосуществленный проект — попытку поставить пьесу Мариуса Ивашкявичуса «Гон» с брусникинцами. И еще один чертовски интригующий проект NET’а далек от классического театра — это акция художника Веры Мартыновой и баритона Алексея Коханова «Интериоризация III», осваивающая пространство музея «Гараж». Все события NET — и законченные спектакли, и поисковые, экспериментальный work-in-progress не дают скучать и тосковать; они настоящие, живые, полнокровные. Право, есть за что любить NET.