Лучшее за неделю
Вадим Рутковский
23 ноября 2015 г., 11:11

Вадим Рутковский: Танцует всё: кино на фестивале современной хореографии «Context. Diana Vishneva»

Читать на сайте
Выставка «Интимные снимки Мануэля Вазона»

San Francisco Dance Film Festival — особый гость фестиваля, расширяющий театральный контекст. Танец — процесс мистический; кто только не цитировал Ницше, устами Заратустры призывавшего к убийству дьявольского Духа Тяжести: «Я поверил бы только в такого Бога, который умеет танцевать»; а каждая вторая школа танцев встречает словами Эйнштейна: «Танцоры — это атлеты Бога». А еще танец трудно уловим физическими носителями: сложностям его документации посвящена работа фотографа Мануэля Вазона, экспонирующаяся прямо сейчас в Галерее на Солянке — по просьбе Вазона хореографы на несколько минут застывают перед камерой, воспроизводя самый значительный пластический момент своей постановки. Фестиваль в Сан-Франциско, гостящий на «Контексте», стремится запечатлеть танец в динамике, каким бы немыслимым чудом это ни казалось современным художникам. Это, конечно, проекты, важные для профессионалов — что нам, дилетантам, до пяти фильмов фестиваля?

Кадр из фильма «Человек за кулисами»

Каждый из них дает редкую возможность заглянуть на театральную кухню (как антракты во время прямых трансляций из Metropolitan Opera) и демонстрирует высокий класс документалистики; каждый — это интересная и, главное, непридуманная история, удивительный герой. Вот Винсент Патерсон в «Человеке за кулисами» бахвалится исполинской золотой головой Элвиса Пресли — и право держать статую короля в своем офисе у него есть не только по работе: в момент съемок Патерсон работал над хореографией шоу Cirque du Soleil, посвященного Элвису, но Патерсон и сам почти король, точнее, человек за троном (в оригинале фильм и называется The Man Behind the Throne, не очень понятно, отчего его у нас нарекли так неброско), без которого, возможно, танцующие боги поп-культуры XX века — Майкл Джексон и Мадонна — были бы не такими божественными. Их танцобразы создавал Патерсон, о чем он не только рассказывает с экрана: в фильме много не то что редкой, но прежде недоступной простым смертным хроники из частного архива хореографа.

Кадр из фильма «Редкие птицы»

Норвежские «Редкие птицы» рассказывают о другом, неканоническом «Лебедином озере» — балете Александра Экмана, номинанта «Бенуа де ла данс», чье творчество не ограничить только хореографическими рамками. Человек XXI века, он «танцует» и в contemporary art, и в рекламе, сотрудничает с модными дизайнерами и современными композиторами. И «Озеро», превратившее сцену Национальной оперы в Осло в резервуар с шестью тоннами воды, — балет нового времени.

Кадр из фильма «Никогда не останавливайся»

Про классиков на фестивале — «Никогда не останавливайся», хроника Jacob’s Pillow Dance Festival и оммаж Мерсу Каннингему, Полу Тейлору, Сьюзен Фаррелл. Это, наверное, самый «специфический» фильм программы, для тех, кто хоть немного в теме, тогда как «Балетные классы» (Secundaria) — самый народный и теплый, рассказ о житье-бытье учеников Национальной балетной школы с «острова свободы» — Кубы. А самый художественный — фильм-поэма «Шесть сезонов», расширяющая уже границы кино.doc: здесь работа Акрама Хана над перформансом «Земля» — поводом для медитативного путешествия на родину хореографа, в Бангладеш.

Кадр из фильма «Балетные классы»

Да, и в каждом фильме программы материализуется обычно невидимая грань между техникой и искусством. А показывая тело крупным планом, авторы и герои танцевального кино напоминают о физической подготовке, без которой не воспарить. Убьем Дух Тяжести!

Кадр из фильма «Шесть сезонов»
Обсудить на сайте