Вадим Рутковский: Танцует всё: кино на фестивале современной хореографии «Context. Diana Vishneva»
San Francisco Dance Film Festival — особый гость фестиваля, расширяющий театральный контекст. Танец — процесс мистический; кто только не цитировал Ницше, устами Заратустры призывавшего к убийству дьявольского Духа Тяжести: «Я поверил бы только в такого Бога, который умеет танцевать»; а каждая вторая школа танцев встречает словами Эйнштейна: «Танцоры — это атлеты Бога». А еще танец трудно уловим физическими носителями: сложностям его документации посвящена работа фотографа Мануэля Вазона, экспонирующаяся прямо сейчас в Галерее на Солянке — по просьбе Вазона хореографы на несколько минут застывают перед камерой, воспроизводя самый значительный пластический момент своей постановки. Фестиваль в Сан-Франциско, гостящий на «Контексте», стремится запечатлеть танец в динамике, каким бы немыслимым чудом это ни казалось современным художникам. Это, конечно, проекты, важные для профессионалов — что нам, дилетантам, до пяти фильмов фестиваля?
Каждый из них дает редкую возможность заглянуть на театральную кухню (как антракты во время прямых трансляций из Metropolitan Opera) и демонстрирует высокий класс документалистики; каждый — это интересная и, главное, непридуманная история, удивительный герой. Вот Винсент Патерсон в «Человеке за кулисами» бахвалится исполинской золотой головой Элвиса Пресли — и право держать статую короля в своем офисе у него есть не только по работе: в момент съемок Патерсон работал над хореографией шоу Cirque du Soleil, посвященного Элвису, но Патерсон и сам почти король, точнее, человек за троном (в оригинале фильм и называется The Man Behind the Throne, не очень понятно, отчего его у нас нарекли так неброско), без которого, возможно, танцующие боги поп-культуры XX века — Майкл Джексон и Мадонна — были бы не такими божественными. Их танцобразы создавал Патерсон, о чем он не только рассказывает с экрана: в фильме много не то что редкой, но прежде недоступной простым смертным хроники из частного архива хореографа.
Норвежские «Редкие птицы» рассказывают о другом, неканоническом «Лебедином озере» — балете Александра Экмана, номинанта «Бенуа де ла данс», чье творчество не ограничить только хореографическими рамками. Человек XXI века, он «танцует» и в contemporary art, и в рекламе, сотрудничает с модными дизайнерами и современными композиторами. И «Озеро», превратившее сцену Национальной оперы в Осло в резервуар с шестью тоннами воды, — балет нового времени.
Про классиков на фестивале — «Никогда не останавливайся», хроника Jacob’s Pillow Dance Festival и оммаж Мерсу Каннингему, Полу Тейлору, Сьюзен Фаррелл. Это, наверное, самый «специфический» фильм программы, для тех, кто хоть немного в теме, тогда как «Балетные классы» (Secundaria) — самый народный и теплый, рассказ о житье-бытье учеников Национальной балетной школы с «острова свободы» — Кубы. А самый художественный — фильм-поэма «Шесть сезонов», расширяющая уже границы кино.doc: здесь работа Акрама Хана над перформансом «Земля» — поводом для медитативного путешествия на родину хореографа, в Бангладеш.
Да, и в каждом фильме программы материализуется обычно невидимая грань между техникой и искусством. А показывая тело крупным планом, авторы и герои танцевального кино напоминают о физической подготовке, без которой не воспарить. Убьем Дух Тяжести!