Лучшее за неделю
Максим Натапов
15 декабря 2015 г., 12:43

Зачем нам дети-роботы?

Читать на сайте

Больше никакого послушания

Мы ожидаем прорыва в области интернета вещей, обработки больших массивов информации, существенный скачок в развитии медицины, биоинформатики, роботизации и нейропрограммирования. Все это в конце концов приведет к полному переделу рынка профессий. Уже сегодня появляются очень убедительные прогнозы, что «умрут» профессии переводчиков, бухгалтеров, мойщиков стекол, низкоквалифицированных садовников: все эти дела могут прекрасно выполнять компьютеры и роботы — собственно, уже сейчас есть полностью автоматизированные склады, на которые вообще не заходит человек.

Что это означает для человека, занимающегося образованием? Что сложившаяся система, нацеленная на выполнение определенных требований в определенной последовательности (сначала пишем число, потом «Классная работа», через клеточку — «Задача №», через клеточку «Условие задачи»), не работает (в теории управления такая модель называется тейлоризм). Нам больше не нужны послушные, удобные дети, потому что в будущем с высокой вероятностью такого работника заменит дешевый робот.

Чему учить детей?

Параллельно мы должны держать в голове список глобальных вызовов для человечества.

Первое — популяция. Совершенно очевидно, что если нас сегодня 7 миллиардов, то через 20 лет нас будет никак не меньше 9. Как накормить и напоить всех людей?

Второе — не секрет, что многие войны происходят не по причине того, что сунниты расходятся во взглядах с шиитами, а потому что идет глобальная битва за источники энергии: трубопроводы, газопроводы, каналы поставки нефти и прочее. Поиск дешевых альтернативных источников энергии и способов их доставки — это очень актуальный вопрос.

Третье — нехватка пресной воды. На сегодняшний момент эффективного экологичного способа опреснения воды не существует. У нас есть дорогостоящие механизмы по превращению морской воды в пресную, но мы не умеем утилизировать оставшийся высококонцентрированный «рассол», который сжигает все живое.

Четвертое — расслоение между богатыми и бедными. Почти 60% населения Земли — а это более 4 миллиардов людей — живут меньше чем на 1 доллар в день.

И пятое — критические изменения климата и вопросы экологии в целом.

С проблемами из этого списка, далеко не полного, и столкнутся наши дети. В 2025–2035 годах они войдут во взрослый мир. Что должен делать разумный родитель, понимающий это? Спросить себя, где сегодня находится самая передовая точка на планете, где будущее становится настоящим? Для того, чтобы понимать, какой образ в будущем примут те или иные формы человеческого взаимодействия, управления, мы должны заглядывать сегодня в самые современные компании, самые лучшие, технологичные, капитализированные и изучать их опыт.

Я неоднократно ездил в технологический центр Калифорнии (Silicon Valley), чтобы изучить методы работы технологических гигантов Google, Apple, Facebook и прочих компаний. Почему я выбрал их? Потому что они лет на тридцать-сорок технологически опережают почти весь мир: там собран колоссальный интеллектуальный, инженерный, исследовательский и управленческий ресурсный потенциал, что позволяет компаниям активно развиваться и, по сути, формировать и приближать будущее. Как они работают? Там нет такого, что начальник отдела приходит к подчиненным, — а их больше 100 человек — и говорит: «Разработайте-ка мне к пятнице прототип 28-го айфона». Он говорит так: «Давайте все вместе к пятнице соберемся и покажем друг другу наши разработки — каким вы видите 28-й айфон?»

Глядя на эту схему, я задался вопросом: как учить детей? Ведь обучение — это инструмент трансляции знаний и навыков. Что транслировать? Как готовить ребенка к новому миру? Как случайно не вырастить тех, кого очень легко можно будет заменить? Ответ кажется очень простым: надо давать детям свободу творчества и научить их работать в коллективе, знать себя и уважать свое и чужое мнение. По методу Сергея Брина и Ларри Пейджа, основателей Google, это выглядит так: работники должны понимать не только свои сильные качества, но и умения коллег, все друг друга оценивают с точки зрения полезности и дают обратную связь по всем проектам. Плюс у каждого работника есть 10–20% рабочего времени, которое он может потратить на собственное дело, привлекая к нему тех людей в компании, которые ему нужны. И это говорит о высоком уровне доверия компании к сотрудникам в том числе.

Обучать детей навыкам проектной, командной работы, умению быстро адаптироваться, работать с массивами информации и презентовать результаты нужно уже сегодня, на всех этапах образования, включая и школу, и дошкольную ступень.

А есть ведь еще личность ребенка, в которой мы должны разобраться, понять, какие у него таланты, зародить интерес и помочь ему последовательно развиваться, сохраняя его врожденную креативность и приучая его к уважению себя и окружающих.

Эти задачи в наших детских садах и начальных школах One! International School мы пытаемся решить, прежде всего анализируя опыт ведущих мировых образовательных учреждений, поскольку мир об этом задумался достаточно давно. Мы изучаем современные методики, тренды, мы активно работаем с «Атласом “Профессии будущего”», пытаясь найти в наших детях задатки тех талантов, которые будут востребованы в будущем. Наши дети растут в билингвальной среде, у каждого ребенка есть тьютор — мы гордимся индивидуальным подходом — и своя траектория развития.

Другой вопрос, как наши свободные и непослушные дети будут расти в современной России, не уезжая отсюда, но об этом в следующий раз.

Читайте далее:

«Детский сад как бизнес-проект»

«В университет с трех лет»

Обсудить на сайте