Вадим Рутковский: Чем заняться в Москве после конца света. Игра анархии и порядка
О том, что мы идем на квест, я узнал метров за сто до проходной «Кристалла». «Что? Какой еще квест? Я думал, мы на спектакль», — запаниковал я, нервно хватая за руку подругу Юлю. «Ты не бойся, — сказала Юля. — Это как “Зарница”». — «Что? — я продолжал паниковать. — Какая еще “Зарница”?» Все, что я знаю о военно-спортивных играх, почерпнуто из перестроечного фильма «До первой крови», где — можно по названию догадаться — ничего хорошего не происходит. «Ну хорошо, — терпеливо увещевала меня Юля. — Как новогодняя елка, только для взрослых». На елку я согласился. А когда, проследовав по дизайнерским указателям «МСК 2048», вошел в один из заброшенных цехов, понял: уже нравится. И впереди — явно что-то большее, чем просто спектакль.
Про квесты я до этого субботнего утра понятия не имел (оказалось, это чертовски популярный сегодня способ проведения досуга в Москве). На «приключение в постапокалиптической Москве 2048 года» (таков официальный подзаголовок представления) отправился потому, что ставил его Александр Созонов, интереснейший режиссер, обживающий и превращающий в тотальный театр неожиданные площадки. Осенью он вместе с однокурсниками по «Седьмой студии» сочинил «Русские сказки» в «Гоголь-центре», теперь взялся за глобальную фантастическую сказку, вдохновленную не столько европейской литературной антиутопией, сколько мощным кинематографическим пластом — от «Бункера “Палас отель”» до, почему бы и нет, «Терминатора». Мир, который мы знали, уничтожен, немногие выжившие вынуждены скрываться под землей, и среди них есть те, кто служит сомнительному порядку, и те, кто организует повстанческое движение. А вокруг — цивилизация после конца света; и это, конечно, красота.
Покинутые людьми индустриальные пространства с их сложными системами лабиринтов-коммуникаций, подвальной сыростью, строгими знаками, сигнализирующими о подстерегающей за каждым темным углом опасности, странным шумом в вентиляционных трубах, скоплениями суровых механизмов не всегда понятного назначения и прочими мрачно-живописными достоинствами гипнотизируют сами по себе. А с интерьерами, превратившимися в «МСК 2048», еще и основательно поработали. Уже на входе притаился шкаф с обаятельными уродцами-мутантами, в фойе — если так можно назвать отсек между входом и игровой зоной — стоит настольный футбол, где вместо традиционных фигурок — плотоядные зомбаки, и таких дельных мелочей — десятки. Внутри же — там, где, собственно, начинается «Москва 2048-го», — десятки расположенных на четырех уровнях помещений, от площади подземного города, где его обитатели слушают обращения заправляющего здесь Полковника, до тоннеля на свободу, охраняемого смертоносным танком. И похожи они на декорации качественной кинофантастики: не картонные стены b-movies, но убедительный эсхатологический хаос «Вавилона нашей эры».
Я бы мог потратить отпущенные часы просто на бесцельное блуждание по катакомбам «МСК 2048»: это круто само по себе. Однако променад-театр и site-specific art — не единственные составляющие аттракциона. В квесте трудно оставаться сторонним наблюдателем, тем более авторы этого предлагают драматургически проработанную и провокационную игру, результат которой зависит от действий каждого участника. Куда идет дело — к разгулу анархии или укреплению порядка, показывает электронная шкала, но на нее в горячке выполнения заданий мало кто (и я не исключение) обращает внимание; все чаще мониторят состояние собственного счета (поднося датчик-браслет к разбросанным по территории сканерам). Мы с Юлей, правда, с самого начала оказались в команде Полковника и до конца хранили верность «присяге», не поддавшись на пылкие призывы лидера повстанцев. Мы, осознанно выбравшие служение разумной тирании, оказались в меньшинстве, зато после финального перевертыша почувствовали себя моральными победителями. Я не собираюсь разбалтывать детали: перед самым началом уже облаченные в фирменные худи игроки проходят процедуру стирания памяти — нелишне было бы после завершения квеста накладывать на участников печать молчания. Скажу только, что, кроме остроумных и не всегда простых заданий (найти и починить антенну, например, получится только у человека, лишенного страха высоты, а чтобы понять, куда исчез охранник в районе радиорубки, придется побороть клаустрофобию), эта взрослая игра дает шанс задуматься о значении своих поступков. И о том, что вообще задумываться стоит почаще — хотя бы в тех случаях, когда речь идет о социальной и политической активности. А впрочем, как хотите: красиво жить и на руинах не запретишь а развлекаться, как показывает «МСК 2048», можно даже после глобального катаклизма.