Лучшее за неделю
20 января 2016 г., 11:05

Балетмейстер Александр Пепеляев: Мне интересно управлять пространством вокруг себя, медиатехнологии этому способствуют

Читать на сайте

Хореограф назвал свой спектакль «коллекцией впечатлений, навеянных романом Достоевского». Сгустил краски, обострил конфликты, вытеснил реальность метафизикой подсознания. «Кафе Идиот» танцуют в красном. Пламенеющий алый дразнит, тревожит, завораживает публику. Из кордебалета роковых искусительниц выделяется то одна, то другая солистка, третья, четвертая, пятая… Все — Настасьи Филипповны. Все — хищницы в красном. Действие дробится, как в калейдоскопе. Танцуют несколько Рогожиных, несколько Мышкиных. Плетется ядовитая вязь дуэтов и трио, в колком ерничестве притяжений и отталкиваний много злого соперничества. Музыку Ника Берча периодически прерывают тишина и наивный детский голос, читающий текст Достоевского, игнорируя жуткие подтексты. Тем страшнее видения на сцене. Огромный нож-фантом зависает над участниками трагедии. Прозрачный тюль летает и вьется в потоках воздуха, навевая смутные ассоциации с призраками. А вглубь сцены, на задник, пробивается многоцветье проекций — то абстрактные кривые, то моментальные снимки происходящего, то ангелы Рафаэля, недоумевающие по поводу страстей человеческих.

Александр Пепеляев — один из лидеров российского современного танца. Без концептуальных постановок его группы «Кинетик» в девяностые и нулевые не обходился ни один заметный фестиваль движенческого театра новой волны. В последнее время Пепеляев в основном работает в Финляндии и Эстонии. Но недавно сделал исключение для «Балета Москва», поставив в столичной труппе «Кафе Идиот». Постановка претендует на награды грядущей «Золотой маски» в четырех номинациях. В интервью журналу «Сноб» Александр Пепеляев рассказал о муках творчества, о связи искусства с естественными науками и о своей учебе у Анатолия Васильева.

САлександр,  что нового вам открыла работа над спектаклем «Кафе Идиот»?

Неожиданно подумал, что впервые сделал такую большую работу в Москве. Участвуют двенадцать человек, задействована сложная техника, декорации. Моя группа «Кинетик» была меньше, хотя мы делали достаточно масштабные постановки, кооперировались с другими компаниями, находили гранты, участвовали в фестивалях, работали совместно с финнами, с эстонцами. «Лебединое озеро», «Двери», «Танцующая башня» — многие мои спектакли требовали гигантского труда. Но оказалось, что «Кафе Идиот» — первая полнометражная работа на труппу. «Идиот» Достоевского занимает меня несколько лет. Давно этот материал лежит в моей голове на особой полке. Но когда я приступил к постановке в «Балете Москва», возникли чудовищные проблемы. Чтобы рассказать на сцене то, о чем написано в тексте, понадобилось придумывать особую систему. Бесконечно перечитывал роман, много о нем думал, искал знаковую структуру, соответствующую тексту Достоевского.

СЧто оказалось наиболее важным?

Все, что касается Настасьи Филипповны. Поэтому в моем спектакле их пять. То есть все артистки, занятые в спектакле, — Настасьи Филипповны. Размножены и другие герои: два Рогожиных, два Мышкина, два Афанасия Ивановича. Трудно было найти визуальный образ этой истории. Что это может быть? Мистерия? Клоунада? Приключенческий роман? И потом я понял, что там есть. В одном исследовании о Достоевском прочитал, что его герои всегда находятся на пороге. То есть они и не в комнате, и не на улице, а постоянно переходят из одних пространств и состояний в другие, поэтому между ними нет связи. Мне давно хотелось сделать спектакль визуально разнообразный и точный, и в то же время понятный. У Достоевского есть детективность: страсти роковые, несчастные судьбы, убийства, огромные состояния, наследства… То, что всех трогает. Но авантюрный роман сочетается с философской глубиной, с многослойной, сложной структурой.

ССовременный танец — искусство самовыражения. Сколько художников — столько и направлений. Как вы определяете свое творчество в контексте contemporary dance?

Я не занимаюсь чистой хореографией. То, что я делаю, находится где-то посередине между театром, танцем и визуальными искусствами. Эстетически мне интересен визуальный театр, важны темы, связанные с семиотикой. Меня как-то сильно поразило понятие «театр знака». Оно не только к театру относится, но и к видеоарту. Мне интересно, когда человеческая история переводится не в рассказ, а в изображения, которые на что-то указывают, и я сам с помощью этих указателей то ли восстанавливаю сюжет, то ли, наоборот, узнаю себя в этой истории или оказываюсь в ней. Яркий пример такого театра — Роберт Уилсон. У него очень много таких точных картин. Они ничего не объясняют, не рекомендуют, не учат, но в них узнаешь себя или вспоминаешь свой опыт — жизненный, культурный, эмоциональный, эстетический. А в танце для меня важны ассоциации с графикой. Я когда-то хотел поступать в архитектурный институт, ощущаю связь хореографии с графикой, с архитектурой. Есть постановщики, для которых первична музыка. Для меня значимы линии тела, энергии, которые в них заключены, какие-то силы. Меня это завораживает.

СВы рисуете?

Делаю чертежики, когда ставлю спектакли. Если у меня возникает знаковая система, то мне удобно нарисовать, как она меняется. Допустим, сначала изображен человек, потом — его тень, на следующем рисунке тень отрезается. Такие почеркушки. Но в последнее время меня сильно захватило видео. Пробовал включать в спектакли мультипликацию. А потом узнал об интерактивном видео, когда записывается и тут же проецируется то, что происходит на сцене. Пришлось влезать в эту историю, потому что найти фанатиков программистов не просто, они сейчас нарасхват, а работа эта тяжелая, утомительная. Если хочешь чего-то добиться, надо садиться за компьютер самому. И вот уже несколько лет я сижу, многое сделал, но конца и края этому нет. Что-то получается, в «Идиоте» много интерактивной графики.

СКак это все называется?

Медийный театр. Но дело не только в технике. Хитрость в том, что картинку нельзя выдвигать на первый план, она не должна быть украшением. Я не люблю, когда на сцене красиво танцуют на фоне бушующего моря или каких-то дворцов. Красоты вокруг много, можно снять видео и включить в постановку. Самое сложное — добиться, чтобы изображение участвовало в действии. Картинка должна либо подчеркивать актера, либо развивать драматургию. Например, в проекции летит тысяча портретов Настасий Филипповн, мультипликация умножает бешеную мысль Рогожина. Мне интересно управлять пространством вокруг себя, медиатехнологии этому способствуют.

САлександр, по первому образованию вы химик, окончили МГУ. Естественно-научные знания пригодились?

В видеокартинках очень много физики. Надо так компьютерную программу написать, чтобы изображения летали, как молекулы. То, чем я сейчас занимаюсь, так и называется — моделирование физических объектов. Жалею, что в свое время мало занимался математикой, хотя закончил математическую школу. Работа с видео — бесконечная математика.

СВ ГИТИСе вы учились у Анатолия Васильева. Наверное, не только режиссуре, но и жизни?

Для меня это был сильный рубеж, я приобрел колоссальный мировоззренческий опыт. Был самым молодым, учился вместе с заслуженными артистами, главными режиссерами. Я все время занимался танцевальным, движенческим театром, на первом же экзамене показал мини-балет. Васильев считал меня странным студентом, недоумевал: «Чего ты ко мне пришел? Иди к Эйфману». Но все-таки оставил меня на курсе. Общение с Васильевым тотально изменило мое мироощущение, отношение к театру. К примеру, стало тяжелее ходить на реалистические спектакли. Хотя сам Анатолий Александрович тогда ставил реалистично, но его спектакли уже доходили до каких-то других, высших уровней, меняющих привычную реальность. Васильев воспитал во мне чувствительный слух. Если в спектакле нет глубины, он мне не интересен.С

Беседовала Елена Губайдуллина

Обсудить на сайте