Лучшее за неделю
10 марта 2016 г., 11:49

Николай Цискаридзе: Я сошел со сцены и не собираюсь возвращаться

Все предрекали ему провал. Почему-то считалось, что москвич и бывший солист Большого театра не может занять место ректора петербургской академии русского балета им. А. Я. Вагановой. C образом капризной звезды плохо соотносились такие будничные понятия, как педагогический план или капитальный ремонт исторического здания. Между тем за три года своего руководства Николай Цискаридзе доказал, что, кроме всего прочего, он отличный администратор, талантливый педагог, а для своих юных учеников просто отец родной. В этом «Cноб» легко убедился, побывав в легендарных балетных классах на улице Росси
Читать на сайте
Фото: Петр Титаренко

– Ненавижу зубных техников, парикмахеров и фотографов, – говорит Николай Цискаридзе. Дело происходит на лестнице Вагановской академии. Звезду русского балета попросили посидеть на подоконнике какое-то время спокойно, «как будто нас тут нет», – но ему уже явно надоело изображать неподвижную задумчивость.

Я догадываюсь, что и стоматологов с парикмахерами Николай Максимович, скорее всего, недолюбливает за то, что они требуют оцепенения и покорности. Все это не в его характере. 

Осенью 2013 года Николай Цискаридзе прибыл в стены Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, чтобы занять здесь должность ректора – с шумом и толками. Явился, как нежданный претендент на престол в каком-нибудь романтическом сюжете, так подходящем для балета. И действительно ввел свой стиль управления. Предыдущие ректоры не имели театрального образования. Николай Цискаридзе взял в свои руки и «светскую», и «духовную» власть – хозяйственное руководство и художественное – и с азартом принялся за перестройку АРБ.

Сегодня, два с лишним года спустя, мы встречаемся на Зодчего Росси – посмотреть, что из всего этого вышло. Николай с учениками только-только вернулся из Японии, с гастролей. Он-то был там множество раз, но в качестве ректора, вывозящего свою школу, съездил впервые. Показали японцам традиционного ученического «Щелкунчика», одиннадцать спектаклей подряд. На вопрос, не хотелось ли самому выйти на сцену, Цискаридзе смеется: «Какой я Щелкунчик. Я уже дедушка».

– Одиннадцать спектаклей – это ведь довольно много для таких школьных гастролей?

– Да, такое у детей впервые. И «Щелкунчик» целиком – это само по себе серьезно. Но сейчас наступил момент, когда я уже полностью ручаюсь за уровень учеников. И все прошло очень хорошо.

– Есть какая-то следующая веха, вершина, которую вы хотели бы взять? Еще куда-то поехать со школой...

– Это не вершина. Это будни, – отвечает ректор.

Фото: Петр Титаренко

Мы, к его облегчению, наконец заканчиваем с фото и выходим с лестницы в коридор академии. На стенах повсюду портреты выпускников за весь последний век. Если поискать, можно найти и Ваганову, и Павлову («Нюра» – с нежностью говорит Цискаридзе, как про знакомую), и действительно ставших его наставницами Семенову с Улановой... А вот Спесивцеву и Рудика Нуреева украли. «Диспарю!» – восклицает ректор, имея в виду, очевидно, порядки при прошлой власти.

Он вообще все время вполне открыто подчеркивает, что при нем началась новая жизнь: «Все, что вы видите в школе, – это все я». Про каждый угол ему есть что сказать: в старой котельной надо устроить бассейн, хотя с этим сложно – памятник архитектуры, необходимо заключение от Росэкспертизы. Вот тут были квартиры педагогов и работников Мариинского, которые расселили только недавно. А вот Ломоносовская лестница – она еще не доделана, «а раньше здесь вообще все было, как в блокаду...» Когда-то по лестнице поднимался император. Теперь ее снова используют для торжественных случаев и для дней приема поступающих.

– Это уже я придумал. Тут сразу такое количество детей, мамаш... Не люблю, когда учебный процесс чем-то прерывается. А школа настолько огромная, что в других частях это не мешает работе.

Это чистая правда: академия – действительно гигантская сеть коридоров, растянувшаяся вдоль всей улицы Росси. Если б не наш Вергилий, с непривычки заблудиться легче некуда. Всюду одинаково ухоженные классы. Куда ни придешь, откуда-то издалека доносятся звуки рояля. И везде постелены ковровые дорожки с узором.

– Ковров у нас на шесть миллионов лежит, – рассказывает Цискаридзе. – Я подбирал цвета и узоры сам. Мне приносят на утверждение, гляжу – написано: «Ковры “Ника”». Я спрашиваю: «А почему вы так назвали?» Мне говорят: «Мы хотели назвать в честь вас “Николай”, ведь это ваш дизайн. Но стало неудобно, и назвали “Ника”». Я говорю: «А вы знаете, что попали в точку? Меня ведь так называют. У русских “Николай” сокращается до “Коля”, у грузин – “Ника”».

В одном из залов – огромный портрет Марины Семеновой работы Альфреда Эберлинга, по завещанию художника попавший в академию. На картине балерина в пачке разговаривает по телефону.

– Ее называли «Семенова говорит со Сталиным». Потом – «с Молотовым», «с Хрущевым», потом просто «говорит по телефону»... Марина Тимофеевна этот портрет ненавидела, мечтала, чтоб был пожар и он сгорел.

– Вы мемуары не собираетесь писать?

– Ой, нет. Как говорила Раневская: это будет книга жалоб. Без предложений. Рассказать всю правду... она слишком некрасива. Та же Семенова мне сказала: «Колька, я знаю, ты мальчик умный, когда-нибудь книжку будешь писать. Романтизируй меня!»

Фото: Петр Титаренко

Настоящий храм, православный, тут тоже есть. Небольшой, но весь увешанный антикварными иконами.

– Вообще-то исторически храм находился на пятом этаже, у мальчиков, а мы восстановили его здесь, на третьем. Но сделали все точно. И ученики сюда ходят. Конечно, те, кто хочет, – никто не неволит. У нас очень много иудеев и мусульман, есть неверующие дети.

Другой мемориальной областью оказывается, конечно, музей на первом этаже. Здесь, по словам Цискаридзе, раньше были разруха и сплошное воровство, а после того как он сюда пришел, богатства стали приумножаться: то и дело дарят экспонаты для музея.

– Вот платье Кшесинской – это подарил священник, отец Варавва, он дружил с ее сыном. Костюмы есть, а бриллиантов нам, к сожалению, не передали. А вот костюм Нижинского для «Видения розы» – видите, оборвали почти все лепестки за сто лет. И «Синий Бог» по эскизу Бакста. Никто, кроме Нижинского и меня, в этой роли не выходил. Я отдал его сюда. Сейчас делаем для него короб, потому что тоже все норовят что-нибудь оторвать.

 

Началась перемена. Навстречу попадаются дисциплинированные балетные дети. Все здороваются, девочки делают книксен.

Здесь им быть до позднего вечера: обычные предметы, классика, исторический и характерный танец, потом репетиции... Проход в интернат с утра, после того как дети зашли, закрывается – «чтоб не сбежали», усмехается Николай.

– Знаю поименно почти всех, кроме, может быть, самых младших, – говорит Цискаридзе. Он бросается в толпу, общается со всеми сразу, шутит со встречными педагогами по-французски, заводит разговоры с учениками.

– Привет, Маша. Ты ела? Я проверю! А у тебя как дела с ногой? – это уже к другой девочке.

– Ходила к врачу, сказали – небольшой разрыв и воспаление. Делаю лазер, физиотерапию...

– А ударно-волновую не делали? – живо интересуется Николай.

«Что ты такая грустная?» – спрашивает еще у кого-то. «Болею». «А я – нет. Не сдаюсь!» – гордо заявляет Цискаридзе. И, помолчав, как бы сам себе: «Да я вообще всегда был бомба!»

В кабинете какие-то разыгравшиеся дети орут благим матом, пока нет педагога. Цискаридзе подходит, заглядывает в дверь:

– Ты с ума сошла – на парту влезать? Девочки! Какие же вы девочки, вы бандиты!

– Вообще вам сильно пришлось дисциплину ужесточать? – интересуюсь я, когда учащиеся уже умиротворены.

– Я ничего не ужесточал. Просто знаю, что такое для меня «нормально». Есть вещи, которые мне категорически не нравились. Почему дети на уроках одевались во что попало? Я стараюсь всему уделять внимание. Даже в интернат хожу – проверяю, как они убирают кровати... Они чувствуют, что я не просто злой дядя, который сам ничего не знает. Я много раз им показывал, что знаю любое произведение, которое они читали. Им это нравится.

– А когда вы только пришли? Передалась ученикам вся эта конфликтная атмосфера?

– Передалась, потому что их старались настроить против меня. И они очень переживали. Для них вся ситуация была довольно тяжелой.

– А вы что сделали, чтобы с этим справиться?

– Ничего специально не делал. Они там в Большом не давали десяти копеек за то, что я тут два часа продержусь… А я просто пришел – и стал работать, не обращая внимания ни на что. И вдруг в какой-то момент все привыкли и тоже стали дело делать. Всё, пошла жизнь своим чередом.

Фото: Петр Титаренко

Прохожусь по классам один, чтобы посмотреть, каким именно чередом. Говорили, что новый ректор много внимания уделяет историческому и характерному танцам. Где-то развеваются красные юбки; танцуют под «Болеро» Равеля. Рядом – урок исторического танца, разучивают прекрасную и печальную павану XVI века.

Чтобы внушить зрителю самый расслабленный элегический настрой, необходимы жесткость, собранность, энергичность. Остальным, как здесь выражаются, «говорят спасибо».

– Я слышал, что лучших учеников у поручня ставят в центр. Почему так? – спрашиваю у Марии Александровны Грибановой, заведующей кафедрой методики классического и дуэтно-классического танца. У станка под ее началом колышутся сиреневые нимфы, совершенно из Эдгара Дега.

– Потому что если вы смотрите на всех – то скорее будете глядеть в центр, редко голову поворачиваете. Поэтому там лучшие – как в витрине. То же самое будет и на сцене.

– А друг другу завидуют?

– Конечно. Разное бывает. Многое зависит от родителей. Когда мамы интеллигентные, дружат – и девочки дружат. Бывает, что приходит мамочка и говорит: «Моя лучше всех, и никто мне не докажет, что это не так. Почему у той выше оценка?» Начинается свара… Я сама все время на созвоне с родителями. «Почему ты, Катя, не ешь мяса? У тебя нет сил! Пусть мама позвонит!» И буфетчица мне: «Да-да, она только воду пьет и яблоки ест! Хорошо, что вы ее заставили».

 

В другом зале у мальчиков ведет классику педагог Ольга Васильева. На полу уселись первоклашки, смотрят, как старшие работают у станка.

«Локти наверх! Талии прогните! Ноги натянули! Натянули! Еще сильнее! Еще – пальцы! И-и-раз!» Отцепляет им руки от поручня, тянет вверх. Как будто учит летать.

Ради меня устраивают передышку и представляют мне худенького мальчика. Это Слава. Говорят, что подает надежды, и даже Николай Максимович вроде бы утверждает, что это будет звезда.

– И какие ощущения от Японии? Успел что-нибудь увидеть?

– Мы все время заняты были. Николай Максимович только сводил некоторых учеников в японский храм. Достаточно интересно было.

– А как он вообще с вами общается, строго?

– Да. Вопросы очень умные задает. Проверяет, знаем ли мы каких-нибудь литературных героев, персонажей балета.

– Вот говорят, что ты у него на хорошем счету. Что ты чувствуешь по этому поводу?

– Ответственность. И чуть-чуть страшно.

– У тебя есть кумиры?

– Михаил Барышников и Николай Цискаридзе.

Фото: Петр Титаренко

– С тех пор как Николай Максимович стал ректором, мы все время слышим о том, что есть риск потерять своеобразие петербургской школы. Это действительно так? – спрашиваю у Ольги Яковлевны.

– Мне кажется, сейчас такое время, что школы сливаются. Если в XX веке четко было видно: вот Москва, вот Ленинград – то сегодня остались нюансы, а по большому счету все глобализируется. Наши девочки из Вагановской становятся солистками в Большом театре – естественно, они приносят туда свое. У нас тут, наоборот, Николай Максимович немножко внедряет Москву... Все идет вперед, все должно меняться. Но мы, сколько возможно, держимся и стараемся отстаивать то, что присуще нашей, питерской школе.

– Когда вы кого-то хвалите, ругаете – как дети реагируют?

– В этом классе есть здоровое соперничество. Когда кого-то похвалю – другие сразу подтягиваются: «И я сейчас не хуже сделаю!» Не вижу зависти у них. Мы на классике не только батман тандю делаем, но и много говорим о жизни, чести, достоинстве. Стараюсь вырастить их порядочными людьми… В прошлом году у них тоже были проблемы – помните, ребята? Орали, я им двойки ставила... А сейчас они сами учат первоклашек. Да, Гоша?

– Мы сегодня даже зашли к первоклашкам – у них было безобразие, мягко говоря, – рассказывает серьезный Гоша. – Бесились, бегали. Мы их, можно сказать, заставили разогреваться. Я пытался словами им сказать – они не поняли. Пришел Далер и говорит: «Давай, давай!» Он с Сашей работал, я – с Владом. Влад не понимал, как колено тянуть. Я ему объяснил: «Тяни так, чтоб я не смог его согнуть».

Мы прощаемся. Ребята делают почти синхронный поклон под музыку.

 

- У них менталитет совсем другой, – говорит мне Цискаридзе, когда я спрашиваю его о нынешних учениках. – Но я стараюсь до них достучаться. Иногда смешно бывает: «Дай, – говорю, – свой телефон. Я тебе эсэмэску пошлю». Потому что они гораздо лучше воспринимают замечания так. Они другие, понимаете? Не знают советских мультиков, не знают элементарных сказок, которое знало мое поколение, – а понимают гораздо лучше про Гарри Поттера и хоббитов. И на это всегда приходится делать скидку.

Этим детям наверняка знакомы и поезда, и каменные стены, которые надо прошибать лбом, и та пропасть, которая их отделяет от прежней детской жизни. «И задраны мосты», что называется. Впереди их ждут феи, колдуны и ведьмы – и на сцене, и в жизни. Кто-то превратится и сам в злого гения кулис. Кто-то, возможно, будет создавать волшебство.

Я вспоминаю, как несколько минут назад мальчики, раскрасневшись, взмокнув, послушно тянули ноги, руки в одну, потом в другую сторону. На лицах – не то страдание, не то усердие. Но если у обычных учеников это просто отчаянные усилия дрессируемого человеческого тела, то те, кого уже сейчас называют лучшими, достигают механической четкости в движениях. Их конечности качаются, как маятник. Классицизм, породивший современный балет, вложил в него это требование технического волшебства. Стоит ли этот триумф таких усилий, таких жертв? Кому он в конечном счете нужнее – им самим или нам, смертным, с той стороны оркестровой ямы взирающим на идеал сверхчеловечности?

В рекреации прямо на полу сидят ученицы из старших классов, все в теплых гетрах, в унтах – греют ноги. Поминутно садятся на шпагат, растягиваются. Это уже не дети – в них видно будущих артисток балета. Во взгляде – бесконечная усталость и вместе с тем целеустремленность.

– Вы из какого класса?

– Из шестого. Даша и Олеся.

– Вам два года до выпуска осталось. Скажите, а за это время мотивация меняется? Вы как-то лучше понимаете теперь, чем в самом начале, зачем вам это надо?

– Да, зачем нам это надо? – с иронией спрашивает подруг Даша. – Так, пришли потанцевать...

– Если б знали заранее, как тяжело будет, все равно поступили бы сюда?

Пауза. Сомнение на лице. Потом: «Да. Это уже что-то психическое, мне кажется...»

Фото: Петр Титаренко

Время обеда. Иду в столовую. На обед – вкусный гуляш с гречей, крошечные порции салата. Компот. Хлеба не видно совсем. Сладкого, кажется, тоже нет, только какие-то засахаренные или консервированные фрукты. Все вместе недорого – чуть больше ста рублей. Рядом обедают и ученики (не переставая растягиваться, чуть ли не за едой), и педагоги. В какой-то момент появляется и ректор, тоже подсаживается пообедать за соседний столик.

– А какая ваша самая любимая партия? – не отстаю я.

– На диване.

– Это что-то персидское, кажется...

– Я всю жизнь мечтал, чтобы был такой балет, где я только лежу на подушках. А потом выхожу и кланяюсь.

– В роли короля, может, какого-нибудь...

– Я этих королей за свою жизнь знаете, сколько станцевал? Всех. Всё, что только можно.

– И надо было в кого-то серьезно вживаться – ну, по Станиславскому?

– Если ты Золотой Божок – нет, конечно. А если Вишенка – то да. (Смеется.

– Ну хорошо, а в роль начальника как вам было вживаться?

– А я с первой же секунды никого тут не играл, не изображал. Мне было абсолютно безразлично, кто что думает.

– В учебную программу вводили что-нибудь новое, меняли?

– Нет, ничего не вводил. Старался сохранять то, что было. Я готов к диалогу, но понимаю, что сейчас последнее слово за мной. Хочу, чтобы учили по старинке.

– Как вас учили?

– Да. Чтобы вот это советское образование, которое впитало в себя все самое лучшее из императорской России, – чтобы оно непременно сохранилось.

– Я поговорил с педагогами об отношениях между детьми… Бывает дедовщина?

– Конечно, бывает. Она всегда была, если почитать любую книгу про нашу школу. Другой вопрос, как к этому отнестись. Есть уважение к старшему. Есть ранжир – кто куда встанет, кто куда сядет. Это в балете обязательно. А вот когда это переходит меры допустимого, я такое не принимаю.

– Вообще детей надо как-то ограждать от этого театрального жестокого мира ревности, интриг, насилия... от этих джунглей?

– Лучше к ним быть готовым. Потому что – хочешь ты или нет – все равно в них придешь. И если будешь слаб, тебя просто съедят.

 

– При Николае Максимовиче что-то существенно поменялось в академии? – спрашиваю я Марину Александровну Васильеву, декана исполнительского факультета, которая работает здесь более тридцати лет.

– Нагрузка очень повысилась. Дети теперь все время заняты сценической практикой. Мне даже иногда кажется, что они не успевают учиться по-настоящему. В Консерватории, в «Октябрьском», в Эрмитажном театре, «Щелкунчика» вот повезли в Японию... С одной стороны, они растанцовываются, привыкают к сцене. С другой – теряют что-то в учебе. Мне кажется, что все-таки нужен баланс, чтобы концертная деятельность не забила учебную программу.

– Эта постоянная практика – личное желание Цискаридзе?

– Он такой подвижный, не сидит на одном месте. Это его харизма – он должен все время быть на виду сам и школу пропагандирует такими методами. Но иногда дети просто не выдерживают. Происходит естественный отбор.

– У ваших учеников есть детство?

– Нет. Когда поступают в школу – детство уже кончается. Заняты они без конца. С девяти утра до ночи. Надо быть фанатичным ребенком, тогда что-то получается.

Фото: Петр Титаренко

Снова встречаюсь с Николаем Цискаридзе, на этот раз – в его кабинете.

– Я догадываюсь, что вас постоянно спрашивают о конфликте петербургской и московской балетной школы...

– Даже слышать про это не могу! Как же ответить, чтоб уже все отстали с этим навсегда. Я все-таки восемнадцать лет выступал в качестве премьера в Мариинском. У меня даже есть пропуск: «артист Мариинского театра». Если бы мы жили на Западе, я бы во всех своих документах писал: «главный приглашенный солист Мариинского театра». В Петербурге важно подчеркивать свою исключительность. Как правило, о своей исключительности начинают говорить те люди, у которых в Москве ничего не получилось.

– Получается, что Петербург – то же самое, что Москва, только хуже?

– Петербург – добрейшей души город! (Смеется.) Это очень чувствуется, особенно остро – утром на вокзале.

– Кстати, по поводу Мариинского. Помните, говорили, что театр будет претендовать на здание академии?

– Это было придумано людьми, которые всех запугивали, чтобы не потерять свое тепленькое место. И все – неправда. Сейчас у нас с театром шикарные отношения. Я очень благодарен Гергиеву и всем его сотрудникам за такое внимание. Мы не имеем отказа ни в чем. Как и Мариинский, которому, если надо, я всегда иду навстречу. Я и детям пытаюсь объяснить: это Мариинский – счастье и честь выходить на эту сцену. Вы здесь не работаете, а удовольствие получаете. Потому что выйти сюда мечтают миллионы. А вы – счастливые, которые сюда вышли.

– Вы ведь не завершили свою сценическую деятельность?

– Я иногда выхожу в ролях, где не надо много стараться. В Михайловском в «Тщетной предосторожности» у меня танец в сабо, гротеск (помрачнел). Я уже все. Как артист я сошел со сцены. И не собираюсь возвращаться.

– Вам это больно осознавать?

– Я остановил это сам. Сознательно. И начал искать, куда уйду. Понял, что хочу оказаться здесь.

 

В полшестого вечера репетиция в большом зале. Когда подходишь, прежде всего доносятся топот и командирские окрики. Впечатление такое, что поблизости идут учения на плацу. На самом деле репетируют две сцены из «Руслана и Людмилы». А топочут волшебные девы Наины, которые должны убежать за кулисы. У дев не очень получается: то головы неправильно склонены, то порядок убегания нарушен.

– Встали на линии! Вста-ли! Я просил улыбаться! – кричит ректор. Девы собираются в боевой порядок, выстраиваются в каре.

– Ну что, Маша, сообразим еще раз?

Рояль играет, волшебные девы снова несутся, как кобылицы, с грохотом. Цискаридзе что-то кричит, как ямщик, – чуть ли не «Но, залетные!..» Нет, опять все неправильно.

– Не надо так подпрыгивать! Не надо мне тут изображать старушку в проводах! Да вместе, пупсики, вместе! Молодцы, умницы! Снимаем майку (кажется, это про движение руками над головой). Пошла, пошла! Поняла? Дура! Стоим!

Потом без сил падает на стул.

– Сделайте ну хоть что-то, ну, девочки, действительно – хочется прямо выстрелить в этот момент. Дайте мне парабеллум. Он может спасти отца русской демократии…

Так продолжается довольно долго. Мне неловко маячить у трудовых людей перед глазами зевакой праздным, и я понимаю, что визит пора заканчивать.

Даже на лестнице до меня доносится:

– Ну, девоньки! Помните, как у Пушкина про Истомину? Неужели не помните? Блистательна! Полувоздушна! Смычку волшебному послушна... А какому же смычку, если сама похожа на оглоблю!

Материал подготовил Федор ДубшанС

Обсудить на сайте