Лучшее за неделю
Вадим Гаевский
11 марта 2016 г., 13:46

Смирнова, Кардаш, Крысанова. Три главные фигуры московского балета

Читать на сайте
Фото: Владимир Фридкес

[stamp-one]Для иллюстрации этого материала мы выбрали три фотографии из фотосъемки. Полностью съемку вы можете увидеть в бумажной версии журнала.

Это поколение могло бы стать потерянным, и для многих потерянным оказалось. Но не для них, не для трех моих танцовщиц. Помог талант, помогло упорство, помогла удача. И складывается все не так уж плохо. Есть сложные партии и классические роли, есть зрительский успех, есть, наконец, признание: «Золотая маска» в одном случае (у Екатерины Крысановой), первая премия на первом телевизионном конкурсе «Большой балет» во втором случае (у Ольги Смирновой), а в третьем случае (у Оксаны Кардаш) – премьерное выступление, отмеченное как главное событие прошедшего сезона, наряду с миланскими и рижскими выступлениями Михаила Барышникова, в анкете, проведенной газетой «Экран и сцена». Почему вообще возникла тема потерь и что действительно можно было потерять в своей профессиональной жизни? И что потеряли три танцовщицы, которых я считаю самыми интересными танцовщицами, выступающими сейчас на главных московских сценах? Потеряли многое – возможность работать в театре в момент его взлета, его движения к новизне, его открытий, его громких побед и, может быть, даже громких поражений – всего того, что называют творческой атмосферой, которая возникает тогда, когда в труппу приходит лидер. Такой лидер был несколько лет назад – Алексей Ратманский, и Екатерина Крысанова должна хорошо помнить пятилетие пребывания балетмейстера в Большом театре. Совсем молодую Катю он очень ценил, она же блистала в его балетах («Светлый ручей», «Утраченные иллюзии», «Русские сезоны»). Но счастье было недолгим, непозволительная грубость одного из премьеров, непростительное безучастие других – все привело к тому, что, выполнив – и даже перевыполнив – контрактные обязательства, продлевать договор Ратманский не захотел и балетная труппа вновь оказалась – как это было до него – у разбитого корыта.

И Крысановой, прелестно беззаботной Крысановой, пришлось-таки вступить в борьбу, проявить характер – оказывается, характер у нее есть – и добиться своего права на роль, ту самую роль Катарины из балета француза Майо «Укрощение строптивой», которая поначалу ей не была дана, но за которую она и получила «Золотую маску».

А у Смирновой – другая беда: ее нежный талант стали эксплуатировать необдуманно и чрезмерно. Умная, осторожная и заботливая Марина Кондратьева, ее педагог, ничем помочь не смогла; в результате – ранняя травма, к счастью, теперь залеченная.

Так обстоит дело в Большом театре. А в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где служит Оксана Кардаш, ситуация немного иная: беспокойную жизнь наполняют постоянные приезды зарубежных знаменитостей или их ассистентов, недолгих гостей, но своего постоянного лидера давно, после трагической гибели Дмитрия Брянцева, нет, а потому репертуар складывается, как правило, из заимствований – что называется репертуарный second hand, более или менее удачный. Как раз в такой бестолковой и грубо изувеченной «Баядерке», перенесенной не из Мариинского  театра, где она идет и сейчас, а откуда-то из зарубежного далека, в котором можно позволить себе все что угодно, неожиданно заявила о себе Оксана Кардаш, и не в главной, а во второй по значимости роли, далеко оттеснив эту главную роль самой баядерки и вернув утраченный смысл всей постановке. Нечто подобное произошло и сейчас – в «Лебедином озере», заслуженном и даже легендарном спектакле Музыкального театра, куда Оксана получила доступ только потому, что внезапно заболела другая балерина.

Фото: Владимир Фридкес

Таковы, повторим это, варианты профессиональной судьбы, которые даны лучшим из лучших. Либо ты берешь эту судьбу в свои руки – вариант Крысановой. Либо тебе протежирует начальство, небережно используя твой талант, – вариант Смирновой. Либо тебе улыбнулась случайная удача – вариант Кардаш. Но теперь надо представить и их, трех наших избранниц. Здесь тоже три варианта, три художественных темперамента, три различные балетные школы.

Крысанова – типичная премьерша Большого. Наделенная витальной энергией, артистическим блеском и особым дансантным обаянием, она увлекательно танцует и балетную классику, и балетную современность, победоносно распоряжаясь многими сложностями старого и нового танца. И на сцене, а теперь мы понимаем, что и в жизни, она любит и умеет одерживать красивые победы. Как и положено премьерше, Крысанова – виртуозка, но ее виртуозность не вымученная, а веселая, полная фантазии и игры, полная танцевального остроумия, что, признаем, встречается нечасто. Конечно, она прирожденная комедийная балерина. Но ее влечет высокая драма, и полагаю, что в шекспировском балете, который вроде бы будет поставлен через год, она получит ту роль, для которой и создана, – роль Джульетты. Эту роль она танцует уже давно – в других балетах.

Смирнова – такая же типичная «вагановка», волей обстоятельств и благодаря энергии Сергея Филина, руководителя труппы Большого, не попавшая в Мариинку, где, возможно, ее место. Место это сейчас пустует. Молодые танцовщицы такого типа и уровня там не появлялись давно – после Лопаткиной, Вишневой и Павленко. Но случилось так, как случилось, московским балетоманам повезло, и мы увидели то же, что видели очень давно, на дебютах Максимовой и Бессмертновой, хотя Ольга на них совершенно не похожа. Первое слово, которое приходит на ум, – чистота, чистота танца, чистота любого сценического движения, чистота каждой роли. Особо отметим – чистота удивительного первого арабеска. А позволив себе некоторое комплиментарное, балетоманское преувеличение, скажем так, «бриллиантовая» чистота, имея в виду «Бриллианты» из балета Баланчина «Драгоценности», где танцевала в свой первый сезон Смирнова и где родилась ее московская слава. А петербургская слава родилась раньше, когда на выпускном спектакле Вагановского училища Оля станцевала акт «Теней» из балета «Баядерка». Всю «Баядерку», но уже в академическом варианте, с этим самым бессмертным актом «Теней», Смирнова танцует и в Москве, демонстрируя все то, что необходимо: благородную манеру, строгий сдержанный лиризм и главное – данный лишь избранным артистам священный огонь, во славу которого и создан легендарный старинный спектакль.

Фото: Владимир Фридкес

Кардаш – тоже типичная балерина, но другого театра – Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Поразительно, что именно в ней, в ее танце, в ее артистической сущности возродился тот образ танцовщицы-артистки, который еще более полувека назад создавал лидер театра Владимир Павлович Бурмейстер, представивший тогда же свою оригинальную версию «Лебединого озера», в которой как раз и танцевала Оксана. Танцевала блистательно, очень по-бурмейстерски, ярко, нервно и драматично, – показав два резко контрастных и остро выразительных женских портрета. Столь же яркий женский портрет Оксана нарисовала в уже упомянутой нелепой «Баядерке». Совсем неожиданно и, может быть, неведомо для себя, свою Гамзатти – эту мстительную красавицу, царскую дочь, пришедшую в классический балет Петипа откуда-то из парижской мелодрамы, – Кардаш сблизила с кем-то совсем из другого художественного мира, то ли с шекспировской леди Макбет, то ли с булгаковской Маргаритой. Что-то значительное и весьма современное заиграло в старинном балете. Оксана, конечно же, одна из самых современных танцовщиц последних лет, в прямом смысле –  танцовщица-модернистка. Поэтому так естественно смотрится она в алогичных конструкциях постбаланчинских мастеров, так легко проводит переусложненные кантилены. Балерину постбаланчинской эпохи, ее легко представить себе и в танцевальных спектаклях, касающихся слишком смелых тем, и даже в психоделических балетах. Пока что в балете Ноймайера она танцует пушкинскую Татьяну.

Вот три танцовщицы, вышедшие на авансцену московского балетного театра: Крысанова, балерина универсального стиля, Смирнова, балерина-академистка, Кардаш, балерина эксперимента. Они совсем разные, что очень хорошо. Важно, чтобы все это сохранилось надолго. Потому что мы видим, как в условиях балетной «безотцовщины», без подлинного лидера понемногу стираются индивидуальные черты у партнеров этих трех балерин, не так давно обещавших так много.С

Другие материалы из фотопроекта Владимира Фридкеса:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Читайте также:

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Обсудить на сайте