Большой брат, я выбираю тебя: будущее и Pokemon Go
Десятки миллионов людей по всему миру ходят по улице и ловят покемонов. Этих монстров не найти в реальности, но они видны на экранах смартфонов. За несколько дней игра Pokemon Go побила десятки рекордов игровой индустрии и вытащила компанию Nintendo, владеющую 33% прав на торговую марку Pokemon, из затяжного кризиса. Ни одна игра с момента выхода Grand Theft Auto V не создавала столько шума в прессе и социальных сетях и тем более не породила такое количество дискуссий о современных технологиях, нашей безопасности и будущем.
СМИ растиражировали Pokemon Go как игру с дополненной реальностью (augmented reality), что верно лишь отчасти. Камеры современных смартфонов не оборудованы сенсорами глубины и не распознают объекты, что серьезно ограничивает возможности разработчиков. В колонке для Venture Beat инвестор Санни Диллон объясняет, что в первую очередь Pokemon Go — игра геолокационная: карманные монстры в ней прикрепляются к координатам на Google-карте. Поэтому порой они парят в воздухе, появляются поверх людей или кажутся огромными. В игре нет инструментов для корректной работы с окружением. Основной профиль ее разработчика — геолокация, а не дополненная реальность: студия Niantic выросла из команды, сделавшей Google Earth и Google Maps. «Pokemon Go — невероятно слабый, простейший пример того, чего технология дополненной реальности достигнет в ближайшие пять лет», — пишет Санни Диллон.
Популярное в фантастике представление о том, что когда-нибудь человечество будет жить в виртуальных мирах, возможно, не совсем корректно. Технологии виртуальной реальности — не будущее, а настоящее: шлемы Oculus Rift, HTC Vive и Samsung Gear VR уже доступны либо в виде прототипов, либо как готовые продукты. Переместиться в цифровой мир можно уже сейчас, и в ближайшие годы технологии лишь станут качественнее. Более сложная и амбициозная задача, на которую намекает Pokemon Go, — переместить виртуальные элементы в окружающее нас пространство. Дополненная реальность всего лишь накладывает слой цифрового контента на то, что мы видим через дисплей — например, покемона на парк или детскую площадку. Но как разместить виртуальный объект в пространстве так, чтобы он казался его неотъемлемой частью, а грань между реальным и цифровым стерлась?
Эту задачу решают Microsoft HoloLens и Magic Leap, названные устройствами смешанной реальности (mixed reality). Очки HoloLens были впервые продемонстрированы на игровой выставке E3 2015 года: когда на столе возник мир игры Minecraft, аудитория ликовала. Этой весной прототипы HoloLens отправились к разработчикам приложений.
Чтобы вытащить виртуальный мир в нашу реальность, HoloLens использует акселерометр, гироскоп, магнитометр, четыре сенсора пространства, камеру с сенсором глубины сцены и сенсор света. Они позволяют устройству считывать и понимать окружающее пространство, корректно расставляя в нем виртуальные объекты. Если бы Pokemon Go была сделана на технологии HoloLens, покемоны смогли бы прятаться под столами, и вам пришлось бы нагибаться, чтобы их увидеть. Игра подошла бы куда ближе к тому, что разработчики показывали в ее первых трейлерах. Покемоны реагировали бы на присутствие игрока и взаимодействовали с ним.
Возможности HoloLens впечатляют, но это только первые шаги в направлении смешанной реальности. Пока что у очков Microsoft ограниченный угол обзора — 120 градусов — и малая емкость батареи: ее хватает максимум на 3 часа. Эти проблемы характерны и для других устройств, но они будут решены в ближайшие годы. Инвесторы заинтересованы в росте отрасли — в стартап Magic Leap было вложено $1,4 млрд менее чем за два года.
Но даже если HoloLens, Magic Leap и другие разработки достигнут совершенства, они вряд ли войдут в нашу повседневную жизнь, как смартфоны. Проблема в самих устройствах: они очень странно выглядят. В 2014 году с этим столкнулась Google при выпуске гарнитуры Glass: сложно убедить человека надеть на голову что-то необычное — мало кто готов настолько выделяться из толпы. В январе 2015 года Google приостановила производство Glass, параллельно сделав инвестиции в Magic Leap.
Следующий шаг — сделать устройство дополненной или смешанной реальности миниатюрным. Одно из направлений — бионические контактные линзы, которые можно надеть прямо на глаз. Пока разработки в этой сфере находятся на уровне прототипов. Ограничений множество: на крошечном пространстве линзы нужно не только уместить электронные схемы и светодиоды, но и сделать их безопасными для глаз. Пока возможности бионических линз невелики, но и они впечатляют — например, один из прототипов DARPA позволяет морганием глаза приближать и отдалять то, что вы видите. Фактически эта линза превращает глаз в бинокль. А в апреле этого года Samsung запатентовала контактную линзу со встроенным дисплеем. Предположительно, компания разрабатывает незаметный со стороны аналог Google Glass — линза будет подключаться к смартфону по беспроводной связи. Заряжаться такое устройство может от солнечной батареи.
В этом году в Австралии произойдет первая имплантация бионического глаза Monash Vision, который вернет зрение даже тем, у кого нет самих глаз. Система состоит из камеры и маленькой пластины с 43 электродами. Пластина крепится к зрительной коре мозга — она находится сзади головы, примерно там, где заканчивается шея. Электроды принимают сигнал с камеры и отправляют их в головной мозг в обход зрительных нервов. Поэтому обрести зрение смогут даже люди с поврежденными глазами.
Пока что Monash Vision создает только лишь грубые очертания реальности, но потенциал технологии огромен. В комментарии Fortune инженер Артур Лоуэри пояснил, что сигнал, полученный с камеры, сможет проходить дополнительную обработку: чтобы компенсировать низкую детализацию изображения, система будет подсвечивать дорогу, распознавать объекты и людей. То есть в будущем вы сможете смотреть на покемонов не через дисплей смартфона или очки смешанной реальности, а благодаря прямой стимуляции головного мозга электричеством. Правда, эта возможность вряд ли станет массово доступной в скором времени. Ближайший аналог Monash Vision — американская система Argus II использует более простую технологию, стимулирующую сетчатку глаз, позволяет видеть только на расстоянии вытянутой руки и при этом стоит $150 000.
Pokemon Go породила дискуссии не только о мире будущего, где границы между реальностью и виртуальным миром стираются, но и о личной безопасности. История о том, как четверо подростков из Миссури ограбили двоих игроков, заманив их к точке появления покемонов, быстро разошлась по сети, но подобное — далеко не единственная угроза.
Запуская игру, пользователи соглашаются передавать ей свое местоположение и открывают доступ к камере, памяти телефона и контактам. Разработчики оставляют за собой право использовать эту информацию на свое усмотрение, в том числе передавать ее третьим лицам. Это типичная практика — например, социальные сети собирают данные о пользователях, помогая рекламодателям более точно позиционировать свои кампании. Но, в отличие от других приложений, Pokemon Go постоянно фиксирует ваши перемещения — вы как на ладони. Пока вы следите за покемонами, игра следит за вами.
Технологии дополненной и смешанной реальности сделают еще один шаг на пути к уничтожению приватности. Им приходится отслеживать ваши движения и реакции по умолчанию: трекинг — основа, сама суть этих технологий. Пока очки вроде HoloLens и Magic Leap используют его только для того, чтобы корректно отображать виртуальные объекты в окружающем мире. Но что если информация о вашем поведении попадет в третьи руки? Развлекательная индустрия сможет использовать ее, чтобы контролировать ваш досуг, корпорации — для точной манипуляции желаниями, государство — для изучения общественных настроений. Даже сейчас вы оставляете в сети огромное количество личных данных, которыми пользуются рекламодатели, но пока технологии не следят за вашими малейшими реакциями. И хотя компании вроде Google запрещают своим клиентам хранить данные, по которым можно персонально идентифицировать людей, они часто идут навстречу правительствам, запрашивающим информацию о пользователях. Во второй половине 2015 года Google получила 40 677 запросов от государственных инстанций по данным о пользователях. 64% из них были удовлетворены.
Будущее, на которое намекает Pokemon Go, сотрет границы между настоящим и виртуальным. Технологии смешанной реальности подарят нам огромное количество новых возможностей — но произойдет это ценой окончательного уничтожения приватности.