Лучшее за неделю
Вадим Рутковский
22 июля 2016 г., 10:25

Вадим Рутковский: Куда ведет новый «Стартрек»

Читать на сайте
Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»

«Стартрек»-2016 начинается комическим прологом: представляющий галактическую Федерацию капитан Джеймс Т. Кирк (Крис Пайн) прибывает послом доброй воли к народу Тинакси, чтобы вручить осколок фибонанского оружия в качестве символа мира. Но тинаксианцы отказываются принять дар и ведут себя неожиданно агрессивно, дипмиссия терпит провал, Кирк спешно ретируется/телепортируется на корабль «Энтерпрайз». Вообще-то ему не до смеха вовсе не из-за прыгучих космических «хорьков» — годы странствий и изоляции привели к невеселым мыслям: «Если Вселенная бесконечна, не пытаемся ли мы достичь недостижимого?» И вот осевший на базе Федерации Кирк тоскует, подает прошение об отставке и глушит убийственный саурианский бренди — пока абсолютно чеховский персонаж, доктор Маккой (Карл Урбан) не скрашивает его одиночество хорошим пойлом, выкраденным из тайника пилота Чехова (Антон Ельчин): «Странно, — удивляется Кирк, — я думал, что Чехов — vodka guy». Свои проблемы и у коммандера Спока (Захари Квинто): он только что расстался с подругой, лейтенантом Ухурой (Зои Салдана). Глава инженерной службы Скотти (Саймон Пегг) переживает из-за простуды своего первого помощника: зеленая слизь, выделяемая «мелким» при чихании, грозит прожечь любую металлическую обшивку. Лейтенант Хикари Сулу (Джон Чо) сумрачен, видимо, от природы. Разве что Чехов не унывает и первым делом после «приземления» отправляется на поиски бара. Но «Энтерпрайзу» недолго стоять на якоре: о помощи просит представительница неопознанной космической расы, чей корабль, пытавшийся пройти сквозь новую туманность, потерпел крушение на планете Альтамид. Команда Кирка спешит на выручку — и оказывается на неведомых дорожках со следами невиданных зверей, в ловушке, подстроенной монструозной тварью Кроллом...

Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»

Новый «Стартрек» — тринадцатая часть франшизы, если считать с 1979-го, когда Роберт Уайз снял кинофильм на основе идущего с 1966 года телесериала. И третья, если считать с 2009-го, когда изрядно увядший проект буквально воскресил Джей Джей Абрамс. «Стартрек»-2009, где маленький Джеймс Тиберий Кирк гонял на угнанной у отчима винтажной машине под Beastie Boys, вулканец Спок пытался взять под контроль чувства, унаследованные от земной матери, а корпус корабля Enterprise еще не знал ни одной царапины, лучился юношеской свежестью, энергией и обаянием — как «Отроки во Вселенной» Ричарда Викторова. В кадре не было ни одного клингонца, зато были мордобой в баре Айовы, секс с зеленой инопланетянкой в общаге летной академии, красная материя, формирующая черные дыры, бой чудовищ на планете Дельта Вега, противостояние с ромуланским военным преступником Нероном и появление в команде «Энтерпрайза» 17-летнего русского офицера Павла Андреевича Чехова. Если продолжать аналогии с творчеством Ричарда Викторова, то повзрослевший вместе с героями «Стартрек»-2016 — уже «Через тернии к звездам». Он не то чтобы мрачнее — отменный сценарий изобилует шутками (за которые, полагаю, отвечал Саймон Пегг), драйва не меньше (крестного отца проекта Джей Джей Абрамса, ограничившегося продюсированием, в режиссерском кресле сменил Джастин Лин, набивший руку на четырех — с 3-го по 6-й — «Форсажах»), и в саундтреке снова осмысленно используется огневая музыка 1990-х — Public Enemy и Beasty Boys. Он серьезнее, что ли. В нем и Спок, только что переживший собственную смерть в другом временном измерении, печально задумывается о конечности всего сущего. И злодей Кролл, рассуждающий о том, что без борьбы вы никогда не познаете себя, наталкивает на размышления о нестабильности травоядной политкорректной утопии, построенной Федерацией. К такому благолепному мироустройству фильм относится не без иронии (как, кстати, и недавняя «Зверотопия», только прикидывающаяся детским мультразвлечением): вот Кирк недовольно морщится, увидев, что база болтается в открытом космосе, на что старший по званию чиновник говорит, иначе, мол, нельзя, географический фаворитизм вызвал бы осуждение у членов Федерации.

Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»

А еще это очень человечный «Стартрек», как бы фантастично для жанра ни звучало такое утверждение. Фильм бесповоротно располагает к себе уже камерной попойкой Кирка и Маккоя: согласитесь, редкий научно-фантастический экшн может позволить себе роскошь начаться диалогом двух навидавшихся всякого мужиков. Соразмерность человеческому взгляду и в деликатном использовании спецэффектов: «Стартрек» не тычет с экрана пачками долларов, вбуханных в компьютерную графику, сохраняя разумный, скажем так, реализм происходящего. Не будет спойлером сказать, что на экране все кончится хорошо — в отличие от реальности, где нелепая смерть настигла актера, сыгравшего самого светлого персонажа «Стартрека». Но скорбеть о том, что хеппи-энд гарантирован только в сказках, тоже как-то неправильно. «На философию потянуло? — обращается к Споку бодрый доктор Маккой. — Это от обильной кровопотери».

Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»

 

Обсудить на сайте