«Сады» в Петербурге
Ранняя осень — самый лучший сезон для встречи в Северной столице. Еще не все время идет дождь, уже не так много туристов. Город входит в свой будничный неспешный, размеренный ритм, которому так приятно отдаться, особенно после московской суеты. Во всяком случае, выбор книги «Все в саду» в качестве повода для первой клубной встречи в баре Xander в отеле Four Seasons как нельзя лучше соответствовал общей довольно расслабленной атмосфере. Ей в немалой степени способствовали инновационные коктейли от лучшего бармена Санкт-Петербурга Андрея Амелина и элегантное угощение, приготовленное шефом Маттео Гуидо. Вообще, бар Xander с его теплыми золотистыми панелями, мягким приглушенным светом и величественным видом из окон на Исаакиевскую площадь идеально приспособлен для камерных салонных вечеров. И в этом смысле традиция, уходящая в глубь ХIХ века, когда здесь, в знаменитом «Доме со львами» князей Лобановых-Ростовских, устраивались разные празднества, продолжается, правда, уже в другом формате.
Как отметил в своем вступительном слове главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич, садово-парковая тема — самая что ни на есть «петербургская», поскольку нет другого места в России, где ландшафтное искусство достигло бы такого совершенства и высоты. И это касается не только таких общепризнанных шедевров, как Павловск или Петергоф, но и парков и садов, не имеющих статуса общенационального достояния, как, например, Елагин остров или скромный Румянцевский сквер на Мойке. Но главное, что вопросы их поддержания и сохранения легко проецируются на более общие проблемы экологии культуры, которые касаются каждого.
Об этом размышлял в своем выступлении известный искусствовед, культуролог и литератор Аркадий Ипполитов. Его эссе, посвященное реконструкции Летнего сада, — одно из самых острых в сборнике, вызвавшее оживленную дискуссию на сайте «Сноба» и в социальных сетях. Он первым подверг решительной критике идею «воссоздания», столь популярную среди начальников от культуры, а про новодельные мраморные фонтаны сказал, что они больше подходят для торговых моллов в Дубае, чем для легендарного сада с трехсотлетней историей. Вообще, несмотря на идиллическую обложку и название, книга получилась драматичной, внутренне конфликтной, парадоксальной. Сад как портрет своего хозяина, как некий сакральный текст, написанный самой природой, по которому можно рассказать судьбу и даже предсказать будущее. Именно это и определило интерес к книге среди самого широкого круга читателей. Теперь к нему присоединились и просвещенные петербуржцы.
Ну, а кроме этого, презентация в Xander Bar дала возможность генеральному директору «Сноба» Марине Геворкян рассказать о самом проекте, о его перспективах и ближайших планах, где петербургские герои и сюжеты традиционно занимают очень важное место.