Декан ВШУ Алексей Новиков: Спальные районы — бремя на экономике всей страны
СВ чем главная проблема Москвы с точки зрения урбанистики?
Спальные районы. Большую часть города построили в советской идеологии: административный центр, какие-то промышленные зоны и огромный спальный район. Получается воронка: плотность населения в центре очень низкая и растет к окраинам. Это была бы не проблема, если бы плотность деловой и коммерческой активности распространялась подобным же образом. А она идет ровно наоборот: пик в центре и дефицит на периферии.
Еще одна проблема спальных районов — строительный бум, который продолжается, несмотря на кризис. Порождение «голландской болезни»: в страну приходят деньги от продажи энергосырья, и в условиях мелкого рынка ценных бумаг и неустойчивой банковской системы их направляют в актив, который считается надежным. Поскольку спрос на жилье практически не ограничен, девелоперы продают квадратные метры вместо того, чтобы продавать качественную среду.
Жителям спальных районов проще потратить два часа в пробке, добавить себя к этой пробке, но уехать в торговый центр, чтобы удовлетворить свои потребности и развлечься. Это колоссальные потери времени и экологические издержки. Спальные районы — бремя на экономике всей страны, там не может расцвести малый и средний бизнес. Все говорят, что бизнесу мешают коррупция и административные барьеры. Да, действительно, но куда больше — городская планировка.
ССпальные районы — более серьезная проблема для бизнеса, чем коррупция?
По масштабу влияния — гораздо, гораздо. Я уверен, что если бы городская среда в Москве была устроена по-другому, коррупция свелась бы на нет. По плотности населения Москва почти догнала Дакку, самый густонаселенный город в мире, но плотность застройки очень рыхлая
СМожно эту проблему решить?
Нужно наращивать центры деловой активности в спальных районах. Настоящий подарок — старые промышленные зоны, вроде «Серпа и молота» и ЗИЛа, которые могли бы стать центрами занятости для жителей окраин.
Нужно создавать хорды и избавляться от перепробегов — а это четвертая часть всех утренних перемещений. Грубо говоря, люди едут из точки А в точку Б через центр, делают крюк. Представьте, в вагоне метро может быть на четверть людей меньше, если между точками А и Б появится хорда. Она сейчас возникает в виде Московского центрального кольца, но должны быть и другие.
Очень может помочь линейный центр вдоль Москвы-реки, который пока существует только в проекте. Благодаря извилистости реки, центр выйдет в периферийные районы и сможет создать то качество центральности, которое нужно людям.
СВ чем вы видите преимущества Москвы?
В первую очередь, огромное неиспользованное пространство; из него можно сделать симпатичную перепланировку спальных районов. Правда, никто не знает как. Во-вторых, очень повезло с расположением промышленных зон, с рекой и старой железнодорожной инфраструктурой, которую можно использовать как каркас для общественного транспорта.
Затем, Москва — это сильно социально перемешанная среда. Нет чудовищного гетто, как, например, в Вашингтоне, когда зашел в другой квартал, а там совсем глухо и тяжело. Где-то похуже, где-то получше, но бросающегося в глаза неравенства и, тем более, сегрегации, закрепленной в территории, у нас нет. Это, может быть, единственное, что осталось хорошего от советского времени.
И наконец, Москва как глобальный центр обладает фантастической живучестью. В городе есть люди, которые создают столичность и необходимую плотность коммуникаций — профессиональных и культурных. Но, конечно, мешает роль уникального места и отсутствие альтернатив для граждан России, которые хотят работать в крупных городах с высоким качеством среды.
СТо есть все то, что создает большой поток приезжих?
Это нормально для столицы. Речь не о приезжих, речь о том, что этот поток должен идти во все крупные города столичного уровня. В Петербург, во Владивосток, там прекрасное место, в Самару… а они все недотягивают! В такой большой стране, как Россия, должно быть больше городов-миллионников, и некоторые из них должны быть по качеству столичности равными Москве. Этого не происходит.
Для того чтобы Москва стала более комфортной, нужно развивать Самару, Петербург, Владивосток, Новосибирск и так далее. Решение проблем Москвы в значительной степени лежит за ее пределами.
СКак вы относитесь к политике Собянина? Он делает скорее хорошо или скорее плохо?
В его правительстве есть отдельные сегменты, которые делают что-то очень хорошее, и есть такие, которые делают очень плохое. Среди хорошего — сервис одного окна. В одном месте вы можете получить и паспорт, и пенсионное, и все справки. По сути, за два с половиной года произошла революция под видом административной реформы. Вам-то кажется, что вы пришли в одно окно, но как они организовались между собой? Им же пришлось переподписать кучу контрактов, переоформить все документы, связанные с охраной персональных данных, переделать всю административную структуру.
Второе, что замечательно, — вытеснение автомобилей из города. Возьмем платную парковку в спальных районах, которая, по сути, никакого отношения к парковке не имеет. Эта инициатива призвана выдавить желание купить второй автомобиль и желание вообще иметь автомобиль, если есть возможность его не иметь. Да, это идет через неудобства и искреннее возмущение, но это самая мягкая мера, которую только можно придумать.
Наращивание хорд — правильная концепция. Выделенные линии для автобусов — очень хорошо. Увеличение доли пешеходной части в общем пространстве улицы — отлично. Но, например, департамент по благоустройству — уже сложнее.
С одной стороны, то, что делают по программе «Моя улица», как вектор — абсолютно правильно. С другой стороны, задача поставлена больше эстетическая, чем урбанистическая. К улице относятся не как к элементу экосистемы улиц в целом, а как к поверхности, на которой следует поменять мостовую и поставить лавочки. Урбанистика там и не ночевала.
Что совершенно безобразно, так это уличный декор, который не имеет никакого отношения к департаменту по благоустройству.
СОткуда же он появляется?
Департамент розничной торговли. Это они отвечают за все безобразные наружные конструкции — похоронные арки, виселицы из знака вопроса с неживыми цветами… полный привет, на самом деле.
Очень странная политика в отношении промышленных зон. Правительство Москвы не может справиться с тем, что их захватили мелкие собственники. Но вместо того, чтобы решать эту проблему цивилизованно и вести переговоры, они инициировали закон — федеральный! — который фактически разрешает изымать земли у этих людей с некоторой компенсацией. Фактически это экспроприация. И в таком случае я не понимаю, как вы потом привлечете на территорию инвесторов, если только что выгнали тех, которые имели на нее некоторое законное право?
А как с киосками поступили? «Ночь длинных ковшей» — это же никуда не годится. Всем понятно, что киоски в какой-то момент нужно было бы преобразовывать. Но это естественное голосование городской социальной ткани за то, чтобы был стрит-ретейл, чтобы возникала какая-то торговая улица, которой не хватает в спальных районах. А тут вдруг пришел человек с бульдозером, сказал, что это некрасиво, и все снес. Ну да, некрасиво, зато это было живо.
А этот абсурдный присоединенный кусок — Новая Москва, который оттягивает ресурсы у города совершенно не на то. Я считаю, это самое идиотское решение в мире, и сейчас мы все понимаем, насколько идиотское. Референдума никакого не было, решение приняли скоропалительно — от идеи до ее реализации прошло максимум полгода. Но, постойте, вообще-то такие вещи годами обсуждают: нужно нам это или нет, хотим или не хотим.
Район застраивается безумными квадратными метрами без нормальной социальной инфраструктуры. Предыдущие власти Московской области выдавали в этом месте разрешения на строительство пачками, зная, что там будет Москва и цена домов вырастет.
Теперь Новая Москва обрастает еще и каменным поясом по своим границам, потому что Московская область дает разрешение на строительство вдоль юридических границ Москвы. А люди, которые купят эти дома, будут пользоваться московской инфраструктурой. Но она же строится на деньги московских налогоплательщиков, а не Московской области. И начинается: я тут строю дом, а ты меня давай, инфраструктурой обеспечивай. Но самое обидное, что весь этот благостный экологически чистый район с кучей лесов и лугов — застраивается.С