Лиза Настатуха: Как выбрать вино в супермаркете
Вечная проблема: забегаешь в ближайший супермаркет за вином и бродишь там добрых полчаса, бутылок куча, что где — непонятно. А хочется выбрать вино быстро, элегантно и уйти получать удовольствие. Учимся решать эту проблему.
Глава 1: бюджет
а) До 590 рублей >> идем в пивной отдел
Чтобы сделать вино, нужно много ресурсов и времени (ну а время — деньги), так что слишком дешево вино стоить не должно. И если оно стоит меньше 600 рублей, то в 90% случаев не доставит особой радости. При скромном бюджете лучше взять сидра или пива.
б) 590–790 рублей >> вино питьевое нормальное
Иногда, на большой вечеринке, корпоративном барбекю, на прогулке по предрассветной столице от вина всего-то и требуется, чтобы оно было, и чтобы наутро все было хорошо. Экономить тут можно, главное — не брать трепетное белое под шашлык и по возможности поискать беспроигрышные варианты этой ценовой категории, а именно:
Красное: карменер из Чили, пинотаж из ЮАР / carmenere, pinotage
Белое: чилийский совиньон, пино гриджо с итальянской полки / sauvignon blanc, pinot grigio
Розовое: бордо-француз, розе поярче из Испании и Италии, пино гриджо блаш / bordeaux rose, rosado – Spain, pinot grigio blush – Italy
Игристое: просекко и другие итальянские игристые / prosecco, spumante
Проверить на свежесть!
Белое и розе должны быть не старше года, то есть в 2016-м ищем вино 2015-го. Можно рискнуть с 2014-м, но тут уже есть шанс отхватить тоски. Розе должно быть розового оттенка (от бедра нимфы до заката над Краснодаром), без всякой рыжины, потому что рыжее — значит старое и депрессивное на вкус. Красному может быть и два-четыре года, старше не рекомендуем. У игристого проверяем дату розлива: разлили несколько месяцев назад — нормально; если сильно больше полугода — скорее всего, будет легкий пенсионный привкус (сухари залежалые, грусть и горечь).
На заметку:
Мы, конечно, стремимся не носить ремни с пряжкой D&G и не пить вина заезженных брендов, но когда речь идет о выборе вина до 800 рублей, бренд — не зло. Производитель крупный, дорожит репутацией, поэтому со вкусом и качеством вина все четко из года в год, а не только когда с урожаем повезло. Так что порой лучше взять вино крупного бренда, если все остальное вокруг вызывает сомнения.
в) 790–1000 рублей с хвостиком >> есть из чего выбирать
Слишком много денег в обычном супермаркете тратить не стоит. Ну, только если речь не идет о какой-то конкретной бутылке, которую вы хорошо знаете и очень хотите. Основной список вин, которые и порадуют, и не разорят зря — в диапазоне 790–1300 рублей. И тут уже мало просто определиться с цветом. Надо понять, для какой ситуации нужно вино.
Глава 2: рассмотрим 7 основных ситуаций
1. Приступ кровожадности, жарю мясо
Стейк пожирнее, баранья нога: новосветский каберне/карменер — и плоть покорится
(cabernet sauvignon/carmenere)
Трепетный ягненок, вырезка: австрийское красное — съешь еще этих нежных перченых вишен
(сорта: zweigelt, st. laurent)
Мясо белое и летающее: рислинг — укротитель, но при персиках
(riesling, Австрия, Германия, Новая Зеландия)
Сосиски тоже мясо: розе поярче, телевизор погромче
(страны: Италия, Испания)
2. Свидание, этим все сказано
Мурлыкать, держаться за руки: розовое игристое, французское или итальянское, а голова у меня кружится от любви, а не от второго бокала
(лучше взять сухое игристое, должно быть слово brut на этикетке)
Предаться страстям: сира, благоухает ремнями и плетками, сценарий на вечер ясен
(syrah, Лангедок — Франция, ЮАР, Чили)
Нам за 40: херес медиум или крим, пить вдумчиво, если нужна душевность, или большими порциями, если вы не поговорить сюда пришли
(jerez medium/cream, Испания)
3. Диван, фильм, еда
Пицца: старое-доброе кьянти или красное из Тосканы, жирные руки об диван не вытирать
(Toscana, Италия)
Бургер: зинфандель/примитиво, и пусть соус страстно течет по подбородку
(zinfandel — США, primitivo — Италия)
Креветок лохань: чилийский совиньон, креветками с котом делиться, а вот без вина обойдется
(sauvignon blanc, Чили).
4. Иду в гости/гости идут ко мне
Посидеть культурно: бордосский ассамбляж из ЮАР, все ярко, но строго — болтливость повысится, до танцев не дойдет
(сорта будут такие: Cabernet Sauvignon, Merlot, Cabernet Franc)
Побуянить: розовая кава, предварительно угостить соседей, пусть смирятся, что у них будет дрожать потолок
(cava brut rosado, Испания)
5. Иду к маме/бабушке/теще на ежеквартальный прием
Беседы под абажуром: мадейра или лейт харвест, густо, сладко, обаятельно — объект разомлеет, выдаст порцию горячих семейных тайн
(madeira — Португалия, late harvest — Чили, Аргентина, ЮАР)
Поесть котлет-пирожков: бочковое белое с Сицилии, тугие джинсы не надевать, а то на торт места не останется
(Sicilia, сорта будут местные, с загадочными названиями)
6. Сижу дома, одолеваем тоской
Мне это нравится: пинотаж и завернуться в плед — да, в катышках, зато любимый
(pinotage, ЮАР)
Меня это бесит: грюнер, он и человека с запущенной депрессией вытащит «из домика»
(gruner veltliner, Австрия)
7. Морально готовлюсь к выходу в свет
Пати, клубы, чад кутежа: просекко, полбутылки можно занести консьержке, чтобы пустила в подъезд в пять утра, даже в разных ботинках и в чужой куртке
(prosecco, Италия)
Клеить у барной стойки: риоха, на втором бокале бицепс играет, ресницы хлопают, и душа готова ко всему
(rioja, Испания)
Глава 3: 5 наклонов, 10 приседаний
Прочесывая винные полки в магазине, стоит иметь в виду, что, когда бутылки расставляют, думают не только о стране и цвете, но и кое о чем еще.
Человек — создание ленивое, а человек в поисках вина еще и нетерпеливое — схватить бы бутылку, которая стоит поудобнее, и на кассу. Поэтому на уровне глаз и пояса, там, где вино хорошо видно и удобно берется, чаще всего стоит то, что магазину выгодно продавать. Бюджетные бутылки засовывают пониже, поближе к полу, как бы намекая: хочешь сэкономить — гни спину, отрабатывай приседания.
На какие-нибудь отдельные, бросающиеся в глаза полки и секции выставляют товар по акции. Идешь за стиральным порошком — о, вино за 499 рублей, возьму на вечер. В основном так распродают бутылки, от которых пора избавиться: старое белое, уже не веселое игристое. Но бывают и исключения. Просмотреть скидочную полку стоит, но бутылкам оттуда нужно провести усиленный фейсконтроль. Вообще, профейсконтролить надо любую бутылку перед покупкой.
Глава 4: фейсконтроль
1. Внешний вид:
Вот признаки, которые говорят, что вино точно не надо брать:
а) Страстное название: «Шепот девственниц», «Сады Эдема», «Кровь монаха», ну и тому подобное — все в топку, а не домой.
б) Подозрительный дизайн: оголенные девы на этикетках, бутылки в соломенных корзинах и прочее высокое искусство — это вам не нужно.
Норма выглядит так: у вин из Европы — все сдержанно, может быть какой-нибудь герб и рисунок, но без переборов; у вин из Нового Света часто бывают ну очень дизайнерские этикетки, но со вкусом сделанные (жираф хоть и кислотный, но отрисован стильно).
в) Совсем прозрачная бутылка: ультрафиолет — вину враг. Бутылка может быть абсолютно прозрачной, только если это розе или легкое белое, подразумевается, что они сразу после поступления в продажу распродадутся и выпьются, не успеют пострадать от губительного света. Красному в прозрачной бутылке — нет.
г) Нет контрэтикетки: сзади, поверх этикетки на иностранщине, должна быть приклеена контрэтикетка на русском, с информацией о вине и об импортере, который его привез. Контрэтикетки нет — импортер не берет на себя ответственность за это вино, либо вино завезено в страну непонятно как.
д) Явные дефекты: что-то откололось, отклеилось, в грязи, пробка вылезает, фольга на игристом надорвана.
2. Свежесть:
Смотрите главу 1.
3. Репутация:
Если не лень — «завивиньте» бутылку. Конечно, доверять отзывам на Vivino как словам родной бабушки стоит не всегда, но явный ужас удастся отсечь, большое количество негативных комментариев и «двоек» уж точно сигнализирует о том, что вино недостойное.
Как и в спорте, при выборе вина главное — регулярно тренироваться. Поначалу сложно и больно, а потом за минуту отыскиваешь нужное вино на полке. Открываешь — и там ровно то, чего ты ожидал. А знать, за что именно отдаешь деньги, всегда приятно.
В помощь всем, кто хочет разбираться в вине и читать про него на человеческом языке, — винный сервис Invisible. Там всех наших московских совершеннолетних читателей ждет подарок — два правильных винных бокала с первым заказом.