Лучшее за неделю
Лилия Брайнис
29 ноября 2016 г., 08:58

Иван Коломоец: Как научить ребенка математике

Читать на сайте

Зачем это все

Мы верим, что технологии делают образование эффективнее и должны использоваться в обучении так же, как в других сферах жизни. Дети, которые постоянно пользуются технологиями, могут узнать больше и лучше понять предмет.

В самом начале существования проекта мы разработали задания для пятого класса, но при тестировании выяснили, что у пятиклассников уже накопилась масса пробелов в знаниях из начальной школы. Это происходит так: сначала материал усваивают все, но постепенно к концу первого класса из тридцати учеников трое перестают успевать, и они говорят: «Все, математика не мое». К концу второго класса таких учеников становится пятеро. К 9 классу больше половины причисляют себя к «неспособным» или к «гуманитариям».

Мы уверены, что это можно предотвратить, если дать возможность ученику усваивать информацию в своем ритме. Например, у нас на сайте один ребенок прошел тему за 2 часа, а другой — за 120. Это важно, что ребенок 120 часов проходил задания, возвращался, решал, справлялся и приобретал навыки. И это, конечно, хорошо, что в данной ситуации у него нет никакого страха по поводу успеваемости и четвертных оценок. А в школе у учителя на каждую тему есть несколько уроков — и все.

Пока у нас есть только начальная школа, но к концу 2019 года мы планируем разработать задания по всем предметам с первого по одиннадцатый класс — от самых азов до самых высот.

Про школу и ученика

Мы создали такой инструмент, где ребенок, занимаясь самостоятельно, может восполнять пробелы и не отставать от учебного плана. На нашей платформе задачи поданы в интерактивной форме, наличие игровых элементов очень нравится детям. Но вместе с тем наша система помогает поддерживать успеваемость на высоком уровне, подтягивая отстающих и развивая способных. Неважно, отличник или двоечник, каждому ребенку мы даем возможность заниматься на уровне, соответствующем его знаниям, и облегчаем выстраивание образовательного процесса для учителя.

Про индивидуальный подход к образованию

У школьного образования во всем мире есть две проблемы: слабая индивидуализация и неспособность мотивировать ученика к самостоятельной работе. И хотя взрослые давно поняли, что дети разные, у них разные способности, разные интересы, цели и мечты, — школьное образование до сих пор не умеет с этим работать. Учителю крайне сложно разработать индивидуальный план для каждого ученика, поэтому зачастую все дети получают одинаковый объём заданий. И не существует пространства, где ребенок мог бы сам, исходя из личных интересов, исследовать и получать знания.

Задача «Учи.ру» — раскрыть потенциал каждого ученика. Наш проект умеет определять по поведению ребенка, сколько и каких заданий нужно для того, чтобы он освоил какой-то навык или знание. Одному первокласснику нужно решить 20 задачек, чтобы научиться считать в пределах десяти, а другому — 200. Система следит за количеством ошибок и правильных решений, за проведенным над задачкой временем и, исходя из этого, выдает ребенку следующее задание. Мы стараемся всегда держать ребенка на уровне, где у него чуть-чуть не получается. А если мы понимаем, что много не получается, подводим к правильному решению и даем задание полегче. А ребенок все это время просто играет.

Фото предоставлено пресс-службой

Про самостоятельность ученика

Любопытство заложено в человеческой природе, и мы хотим, чтобы ребенок продолжал быть любопытным и в школе, и в жизни. Как только мотивация скатывается до уровня «получить оценку», исчезает стремление к познанию и все ломается. Обучение превращается в зарабатывание оценок. Во многом поэтому мы не рекомендуем учителям ставить оценки за то, что дети занимаются на «Учи.ру», хотя учитель может следить за прогрессом каждого ученика: сколько заданий по теме выполнено и с каким результатом. Но мы стараемся развивать внутреннюю мотивацию: чем больше и лучше у тебя получается, тем больше тебе хочется чем-то заниматься.

У нас все настроено так: ребенок получает первое задание и если выполняет его правильно, получает следующее посложней. Если он и следующее делает верно, мы ему даем еще более сложное. Если он где-то ошибается, система понимает причины и, не давая готовых решений, задает уточняющие вопросы, чтобы ребенок сам пришел к правильному ответу. От этого у ребенка возникает удовольствие и ощущение всемогущества.

Важно понимать, что «Учи.ру» — это не тренажер для конкретного навыка (умножения или вычитания), а самоорганизующаяся система, которая позволяет ребенку осваивать навыки в своем ритме. Хорошо понимаешь таблицу умножения? Здорово, тогда давай возьмем следующую тему. Плохо разбираешься в сложении и вычитании, а в школе по плану уже следующая тема? Порешай, пока не разберешься. Система не даст тебе двинуться дальше, пока ты не освоишь предыдущее. И даже если на уроках вы уже прошли тему, то в «Учи.ру» она проявится в игровом формате.

Про навыки вместо знаний

Заучивание — неэффективный способ обучения. Самое правильное — разбираться в принципе, на основе которого строится решение. Как только ребенок поймет, как что-то устроено, у него сформируется навык. Наша задача — сделать так, чтобы ребенок понял, как решать задачи, научился принципам. В основе нашей системы лежит дерево навыков, которые должен освоить любой ученик младшей школы. По мере обучения система проверяет, какие навыки ребенок уже освоил, а какие — еще нет.

Про списывание

Каждый из нас иногда не может справиться с какой-то задачей и поэтому просит помощи у учителя, родителя или соседа по парте. Это нормально. Если для ребенка и взрослого задание становится поводом для совместной работы и времяпрепровождения, это супер! Но если папа, или мама, или старший брат, или учитель, или сосед по парте начинают за тебя решать задания, то весь смысл сразу теряется. Мы следим за такими случаями, но, к счастью, нельзя сказать, что они очень сильно распространены. Например, если ребенок над одним заданием проводил по 15-20 минут, а однажды вдруг взял и решил все без ошибок за 2 минуты, значит ему помогал взрослый. Если это происходит во время олимпиад, мы стараемся разговаривать с учителями, просим их не помогать детям.

При этом у нас есть такие задачки для второго класса, типа «Мудреца», когда еще неизвестно, кто быстрее решит — родитель или ребенок.

Как заинтересовать ребенка

Несмотря на то что сейчас регистрация осуществляется взрослыми, продукт создан для ребенка. Нам важно, чтобы ребенку было интересно, поэтому дети оценивают задания по пятибалльной шкале, и мы убираем или меняем задания, у которых падают баллы.

Внутри платформы есть важный персонаж — динозаврик Гриша, который сопровождает ребенка на протяжении всего обучения. Динозаврик подсказывает, если задание решено неверно, он же хвалит, если все получилось правильно. Потом, встречая динозаврика в других проектах, ребенок знает, что будет интересно. То же с родителями: они видят нашего динозаврика и говорят: «А, это у тебя "Учи.ру", тогда можешь позаниматься на планшете». Мы даже запустили мультсериал «Заврики» с тем же главным героем Гришей, добавив ему в пару сестру Соню. Имена, кстати, не случайные. Так как в каждой серии заврики проявляют смекалку и решают каверзные задачи по математике, Гриша получил свое имя в честь Григория Перельмана, а Соня — Софьи Ковалевской.

Про результаты

Мы следим за тем, как меняются способности ребенка, который занимается с «Учи.ру». Во-первых, дети показывают более высокие результаты на олимпиадах по математике и русскому языку. Для нас олимпиада — возможность заинтересовать ребенка необычными задачами и головоломками. Причем мы так формируем задания, чтобы ученик всегда мог что-то решить. А те, кто пока не справляется, мог бы увидеть в этом цель научиться решать такие задачи.

Во-вторых, мы опрашиваем учителей, и они тоже говорят, что видят прогресс.

Конечно, надо подождать, пока вырастут те, кто пользовался «Учи.ру» с первого класса до одиннадцатого. Что с ними будет к концу школы? Как они сдадут ЕГЭ? Да, это хороший вопрос, это супервызов.

Про монетизацию

Мы вкладываемся в развитие платформы последние пять лет. Массовое пользование платформой началось примерно год назад, в сентябре 2015 года, благодаря олимпиадам и активной работе с учителями. Сейчас в начальной школе «Учи.ру» зарегистрировано и занимается 20% всех школьников России. Благодаря нашей системе учителя могут отслеживать в реальном времени прогресс каждого ребенка. Это очень удобно, потому что учитель не ставит оценку, а просто советует ребенку или родителю еще позаниматься по той или иной теме. Для учителей и учеников мы сделали бесплатный доступ до 16.00. После этого времени ребенок может выполнить только 20 бесплатных заданий, а если он хочет заниматься дальше, родители могут оплатить премиум-аккаунт с безграничным доступом (примерно 1000 рублей в полгода или 190 рублей в месяц). С монетизацией все сложно, но мы и не ставим пока перед собой такую задачу.

Обсудить на сайте