10 шедевров из Ватикана: что смотреть на выставке Roma Aeterna в Третьяковке
Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» работает до 19 февраля
Место проведения: Третьяковская галерея
Город: Москва
Адрес: Лаврушинский пер., 10
Телефоны: +7 (499) 230 7788 (а/о); +7 (499) 951 1362
Цена: 500 рублей, билеты продают в кассах и на сайте Третьяковки порциями раз в две недели
Страница выставки на официальном сайте галереи.
Mаргаритоне д’Ареццо. «Святой Франциск Ассизский». 1250–1270
В манере тосканского мастера Mаргаритоне д’Ареццо усматривают влияние коптских икон. Он писал условные образы Мадонн и святого Франциска, канонизированного в 1228 году и очень популярного при жизни художника. Одежды Мадонн д’Ареццо украшал эффектными орнаментами, но Франциск, оставшийся в истории как нищенствующий монах, требовал предельно аскетичного изображения. Черная ряса, книга и стигматы — таковы основные элементы всех портретов святого кисти д’Ареццо.
Mелоццо да Форли. «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах». 1480
До нас дошло не так много произведений мастера раннего Возрождения Mелоццо да Форли. «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах» — уцелевшие фрагменты росписи свода церкви Святых Апостолов. Фреска была почти полностью уничтожена в 1771 году во время реконструкции, остались только три ангела: два с лютнями и один с виолой. Работа да Форли — один из туристических символов Рима, за пределы вечного города фреску вывозят крайне редко.
Перуджино. «Святой Плакида» и «Святая Юстина». 1495–1498
Мастер умбрийской школы Перуджино известен не только фресками и картинами, но и большим количеством учеников, одним из которых был Рафаэль Санти. Панели с изображением святых Юстины и ее брата Плакиды созданы для алтаря церкви Сан-Пьетро в Перудже в последнее десятилетие XV века — этот период в жизни Перуджино искусствоведы считают наиболее плодотворным.
Джованни Беллини. «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной». Около 1471–1474
Учебники утверждают, что в работах художника венецианской школы Джованни Беллини отразился переход от раннего Возрождения к высокому. В «Оплакивании Христа», когда-то бывшей частью алтаря церкви Сан-Франческо в Пезаро, сделанный Беллини шаг вперед очевиден: глубокий колорит, более тонкое прочтение перспективы, внимание к деталям и тщательность изображения — все это выделяет его среди предшественников.
Рафаэль Санти. «Вера» и «Милосердие». 1507
Два изображения добродетелей — часть алтаря семейства Бальони для церкви Сан-Франческо-аль-Прато. Это не главные работы Рафаэля, но они отлично дополняют впечатление от персональной выставки художника, проходившей осенью в ГМИИ им. Пушкина. Панели созданы Рафаэлем на пороге творческой зрелости, уже после знакомства с Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Паоло Веронезе. «Видение святой Елены». Около 1575–1580
Венецианец Паоло Веронезе, представляющий на выставке позднее Возрождение, к религиозным сюжетам относился вольно. Из «Тайной вечери» он сделал пышный и многолюдный пир, чем привлек внимание инквизиции. Видение святой Елены, после которого она отправилась в Иерусалим за христианскими реликвиями, Веронезе тоже увидел по-своему: как сон богатой и молодой красавицы.
Караваджо. «Положение во гроб». Около 1603–1604
Картина зрелого Караваджо и яркий образец барокко: динамичная композиция, эффектная работа на контрасте света и тени. Несколько лет назад холст уже привозили в Москву для персональной выставки художника, и увидеть его здесь снова — большая удача.
Никола Пуссен. «Мученичество святого Эразма». 1628–1629
Единственный француз на выставке, основатель классицизма Никола Пуссен, написал жестокую сцену смерти святого Эразма (его внутренности намотали на лебедку язычники) с отрешенной рациональностью. Жрец, указывая на золотое изваяние Геракла, показывает мученику, кто здесь главный, но ангелы уже готовы встретить Эразма на небесах. Трехметровое полотно создавалось для собора Святого Петра в Риме, а оттуда его отправили на хранение в Пинакотеку.