Лучшее за неделю
Владимир Гридин
12 марта 2017 г., 08:13

Съедобные ароматы и парфюмерная гастрономия

Читать на сайте

В магазинчике на Патриарших витают гурманские ароматы — ваниль, перец, кунжут, цитрусы, спаржа, теплый хлеб, молоко, черешня, пралине, карамель, паннакотта. Это не кондитерская или модная пекарня. Это бутик селективной парфюмерии Molecule. Парфюмер Серджио Момо, создатель ароматов Sospiro, Xerjoff, Casamorati, говорит, что гастрономические запахи пробуждают в людях самые базовые положительные эмоции, воспоминания о детстве: «Тебя обволакивает чувство защищенности, мягкости, комфорта — самые сокровенные детские ощущения». Серджио открывает вычурный флакон в стиле ар-деко Lira Casаmorati. Оттуда вырывается аромат крем-брюле, ванильной карамели, сладкий, манящий, обещающий детскую радость и беззаботность.

В яйце из черного хрусталя Some Like It Hot K by Kilian таится аромат рахат-лукума с турецкой розой, лесным орехом и личи. Clive Christian C for Men соткан из нот шафрана, который ценил страстный жизнелюб король Генрих VIII, считая его самой обольстительной специей. Smashingly Brilliant от Diana Vreeland переливается запахами базилика и вербены и всеми гранями цитрусовых от бергамота до лимонного масла. MMM… от Juliette Has a Gun пахнет сладкой ватой и мороженым, а в формуле Esscentic Molecules 03 зашифрованы ноты корня имбиря с оттенком зеленых зерен перца и мексиканского лайма. Оба — о чувствах и страсти, эмоциях, горячности, любви.

[blockquote]Если антиоксиданты можно пить, то почему бы не ухаживать средствами с ними за кожей?[/blockquote]

Гастрономичные ароматы встречаются не только в дорогих бутиках, они стали общим местом для косметической промышленности. Пока парфюмеры бьются над формулами шоколада, имбирного чая, пиццы, суши и лобстера, косметические гиганты превращают в часть повседневной жизни лимон, ваниль, розмарин и апельсины. Эти запахи чаще всего встречаются в средствах для ванной и душа. Их создатели называют свою продукцию «доступной роскошью». Так, например, появляется концентрат для душа с «экстрактами зеленого чая и масла миндаля» «с бодрящим ароматом перца, эвкалипта и лимона, которые обеспечивают превосходную свежесть и хорошее настроение». В имбире обнаруживают «восхитительные увлажняющие свойства», а масло арганы, традиционное для кухни Марокко, добавляют для нежности и шелковистости кожи.

Рецепты любимых блюд и напитков легко перекочевывают в косметику — гель-душ с запахом мохито, например. Разнообразные сорта мороженого, сорбетов, замороженного йогурта стали вдохновением для компании Dial со средством для тела FroYo Body Wash, увлажняющего кожу протеинами йогурта. Недавняя мода на кокосовую воду возвращает популярность этого тропического ореха и в косметику. Если антиоксиданты можно пить, то почему бы не ухаживать средствами с ними за кожей?

Популярный тайваньский напиток Bubble Tea, представляющий собой сочетание чая, фруктов и отвечающих за эффект пузырьков шариков тапиоки, стал источником вдохновения для целой серии питающих, увлажняющих и очищающих кожу средств. В США компания Olay вместе с ресторатором и телеведущей проектов Food Network Ингрид Хоффман создали линию банных средств. Она включает четыре аромата: белая земляника и мята, орхидея и черная смородина, манго в шампанском и белый имбирь, груша и яблоко фуджи.

[blockquote]Публика ничуть не противится желанию косметических гигантов заработать на наших гастрономических привязанностях[/blockquote]

Сорбет из розовой дыни, микс гуавы и арбуза, дуэт папайи и ананаса, трио розового лимона, мандарина и апельсина — это все не список десертов. Так же как «яркий фруктовый коктейль из сочного ананаса, сладких ягод, свежих яблок и ярко-красного ревеня с легкими нотами перца» — не описание новейшего микса из модного бара. Это цитаты из проспекта компании, создающей отдушки для косметических средств. В нем так и написано: «Искусство смешивания коктейлей не так сильно отличается от искусства создания парфюмерных композиций».

Не стоит спорить с этим, как и с тем, что публика ничуть не противится желанию косметических гигантов заработать на наших гастрономических привязанностях. Впрочем, иногда происходит обратное — шефы используют парфюмерию в своих целях. Самый известный шеф Швейцарии Андреас Каминада использовал пять ароматов Christian Dior в качестве вдохновения для создания беспрецедентного кулинарного опыта. «Ароматы поистине чудесны. Они хранят воспоминания и подталкивают нас к решениям до того, как мы это даже осознаем. Аромат не может быть передан, расшифрован, его можно только пережить», — говорит Каминада. Французский кондитер Пьер Эрме «перевел» знаменитые ароматы на язык сластей. Так Joy от Jean Patou превратился в тарт с ароматом розы и жасмина, а Femme от Rochas — в десерт с ароматом груши, розы и кумина.

Шеф московского White Rabbit (№18 в списке 50 лучших ресторанов мира) Владимир Мухин разлил по флаконам запахи яблочного пирога (яблоко, корица, ваниль и капля малины), тульского пряника (корица, ваниль, кардамон, имбирь), шоколадного трюфеля, бородинского хлеба, иван-чая. Обедающим их приносят в фарфоровых носах, чтобы оценить тонкость композиции. Понравившийся аромат можно заказать (спойлер: два последних — хиты). Так Мухин перевел на язык ароматов словарь своей кухни — лучшее, что можно сделать для не владеющих русским языком иностранных фуди, осаждающих ресторан.

Обсудить на сайте