«Весна священная» и Олимпиада-80. Истории платков Hermès на выставке «Шелковый лабиринт»
Первый платок Hermès был выпущен 80 лет назад. Сегодня шелковые каре этой марки стали предметом желания светских див и объектом для коллекционирования. К юбилею приурочена выставка платков из частного собрания Maison Carré Foundation Екатерины и Александра Цыбиных — коллекции, входящей в тройку самых крупных в мире. Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства на площади в тысячу квадратных метров представлены более 100 самых редких платков, а также авторские эскизы и графические работы, сделанные для дома Hermès.
Платки стали культовыми неслучайно: их украшают рисунки выдающихся художников, многие модели выпускались малыми тиражами в честь важных международных событий и не предназначались для продажи. Например, один из редчайших экспонатов, платок Jungle Love был выпущен по специальному заказу князя Монако Альбера II и Шарлен Уиттсток в качестве подарка гостьям на их свадьбе в 2011 году в количестве всего 200 штук.
Супруги Цыбины начали коллекционировать платки восемь лет назад, и сегодня в их коллекции более 700 экземпляров. «Мысль собрать коллекцию платков Hermès возникла спонтанно, — сказал Александр Цыбин на открытии “Шелкового лабиринта”. — Мы с женой подумали, что платок Hermès — это не просто аксессуар, а произведение искусства. А поскольку наша жизнь неразрывно связана с арт-бизнесом, то вложение средств в произведения искусства — как раз наш профиль. К тому же коллекционирование и вложение средств в платки Hermès — это не банально, в отличие от собирательства передвижников или "Мира искусства"».
Начало коллекции Цыбиных положил платок «Лисы» авторства знаменитого художника Ксавье де Порэ, непревзойденного гения карандашного рисунка. Александр Цыбин рассказал историю художника: «Он вырос в замке Сап-ле-Лис близ Фонтенбло, где произошло становление его таланта рисовальщика. Он черпал вдохновение для своих карандашных скетчей в конюшнях и вольерах и пронес любовь к рисованию животных и птиц через все свое творчество. Но темы рисунков Ксавье де Поре не ограничивались животными. Во время войны 1914–1918 годов он сделал много эскизов солдат. А позднее перешел на портретную живопись — помимо заказных портретов монарших особ Бельгии и Люксембурга, знамениты и его конные портреты королевы Елизаветы II и ее детей, принца Чарльза и принцессы Анны. Для нас платки это автора являются самыми любимыми и и желанными, они настоящий Грааль для людей, увлеченных Hermès». На выставке «Шелковый лабиринт» можно увидеть другие платки, для создания которых использованы рисунки Ксавье де Порэ: «Лисы», «Удоды», «Таксы», «Серны» и «Пекинесы».
Платки у дома Hermès заказывали не только монархи и государственные мужи, но и крупные компании, такие как французский дом шампанских вин G.H. MUMM, который угощал игристым гостей выставки. В 1986 году по заказу дома был создан один из редких коллекционных экземпляров, Le Sacre du Printemps («Весна священная») авторства Анри Д’Ориньи. Дизайн платка посвящен известному балету Стравинского, поставленному Нижинским в 1913 году в рамках дягилевских «Русских сезонов» в Париже. Платок Spinnakers выпущен в 1997 году по случаю начала спонсорства домом Hermès парусных регат яхт MUMM 30.
Истории экспонатов «Шелкового лабиринта» одна другой удивительнее, но самыми интересными для московских зрителей стали рассказы о платке, последний выпуск которого был приурочен к премьере фильма «Сибирский цирюльник», и платке для Олимпийского комитета СССР. Тираж знаменитого Grand Cortege à Moscou художника Мишеля Дюшена впервые вышел в 1992 году, но еще один, лимитированный выпуск с модифицированным дизайном был в 1998 году и предназначался для подарков гостьям первого показа картины Михалкова. Сегодня это объект желания многих коллекционеров, и его владелец Александр Цыбин не сдерживает эмоций, описывая платок: «Он по-настоящему завораживает своей эмоциональностью, насыщенностью, тонкостью и наполненностью рисунка, ярким историзмом и имперским размахом. Казалось бы, как французский художник может настолько точно передать это буйство эмоций, размах и широту русских праздников? А ларчик просто открывался: на платок Мишель Дюшен перенес хромолитографию русского художника-передвижника Константина Аполлоновича Савицкого, соавтора картины "Утро в сосновом лесу". Картина, изображенная на платке, называется "Парадный въезд в Москву Государя Императора Александра III в день его коронации 27 мая 1883 года”». Цыбин отмечает, что на платке стоит подпись Дюшена, но ни в каталогах, ни на платке нет упоминания русского художника Савицкого.
Рисунок в виде павлинов, которым украшен платок для московской Олимпиады 1980 года, напоминает одновременно и хохломскую, и городецкую роспись, однако его автор Джулия Абади, которая нарисовала эскизы для многих известных моделей платков Hermès, вдохновлялась не «хохломой», а вышивкой на подолах традиционных греческих свадебных платьев. Дизайн этого платка, названного Skyros, посвящен одноименному греческому острову, на котором находится гора Олимп. Тираж модели, представленной на выставке, выпущен специально к Олимпийским играм 1980 года: зимним в Лейк-Плесиде и летним в Москве. Олимпийский комитет СССР заказал тираж для подарков. «Пока мы не увидели его своими глазами, нам даже в голову не могло прийти, что в те времена Олимпийский комитет мог заказать платок у Hermès, — сказал Александр Цыбин. — Мы его купили, конечно, а спустя несколько лет познакомились с женщиной, которая отвечала за взаимодействие с модным домом и в 1979 году ездила в Париж, чтобы выбрать наиболее “русский” дизайн, подходящий для такого значимого события».
Помимо платков Grand Cortege à Moscou и Le Sacre du Printemps на выставке есть еще несколько экспонатов, объединенных «русской» тематикой, им отведен отдельный зал. Александр Цыбин объясняет такую заинтересованность дизайнеров дома Hermès Россией личностью Жан-Луи Дюма, который возглавлял марку с 1978 года по 2006 год: «В эти годы произошел настоящий расцвет дома — открылось самое большое количество бутиков, пришли новые большие художники, ставшие впоследствие легендами. Дюма был человеком необыкновенно эрудированным, открытым ко всему новому, безумно любящим свое дело и, что не очень типично для француза, необыкновенно интересовался и любил русскую культуру и историю. Кроме того, в эти годы был бум интереса европейцев ко всему русскому».
Гости поинтересовались, общаются ли коллекционеры платков Hermès из разных стран между собой. Цыбин ответил, что они с супругой знают почти всех, но в основном заочно: «От случая к случаю мы общаемся только с одной дамой из Парижа, которая владеет едва ли не крупнейшей коллекцией в мире, которая, по ее словам, насчитывает около 2500 экземпляров. Еще мы довольно близко общаемся с замечательным исследователем платков Hermès из Англии Джоффом Кларком. Нас в мире всего около десятка, что довольно странно, учитывая массовость производства платков». Он добавил, что серьезные коллекционеры платков почему-то всегда держатся в тени.
Выставка «Шелковый лабиринт. Редкие платки Hermès из собрания Maison Carré Foundation» продлится до 14 мая.