«Мы лишь вводим некоторые послабления». Что изменит новый закон о гражданстве
Константин Затулин, депутат Госдумы, автор законопроекта:
«По праву почвы» — устаревший термин, который депутат Госдумы Руслан Бельбек употребил в интервью, после чего словосочетание стало кочевать по СМИ. В пояснительной записке мы не используем такой термин. Но я не возражаю — если люди так понимают, то хорошо.
Наш законопроект касается категории граждан, которую с подачи Путина мы назвали «носители русского языка». Эти граждане после принятия закона о носителях русского языка в 2014 году не смогли воспользоваться программой получения российского гражданства — дело в том, что депутаты зачем-то прописали норму, по которой от желающего получить таковое гражданство требовалась справка о том, что он вышел из гражданства своей страны — никакое государство такую справку не дает. Мы хотим это изменить. Сейчас готовятся два законопроекта, конечная цель которых — отменить необходимость выхода из чужого гражданства для получения российского паспорта. Это нужно для тех миллионов наших соотечественников, которые живут в ближнем зарубежье и хотят остаться на местах проживания, при этом получив российское гражданство.
Технология получения российского паспорта прописана в законе 2014 года, мы лишь вводим некоторые послабления. Согласно положениям старого закона, человек должен происходить из семей, живших в СССР или Российской империи, но в границах нынешней России. Мы хотим изменить это — не ограничиваться границами России, потому что так мы теряем много соотечественников. Далее: человеку, получавшему российское гражданство, сначала выдавали разрешение на временное проживание, потом вид на жительство и только потом российский паспорт. Я не понимаю, зачем в этой схеме нужно разрешение на временное проживание, если человек и так живет в России — мы упраздним эту норму в законопроекте.
Вероятность того, что законопроект будет принят, высокая, но все не однозначно. Высокая потому, что он был поддержан многими депутатами. Но есть принципиальные противники принятия нового закона о российском гражданстве, они себя не афишируют, но сидят достаточно высоко. Они считают, что, давая широкие права на получение гражданства, мы засоряем страну. С такой позицией выступают некоторые представители Администрации президента.
Вопрос о том, зачем это нужно государству, очень популярный. Скажите, это хорошо, когда российских граждан больше? Вообще граждане приносят пользу государству или нет? Ведь люди делают вклад в ВВП. Если в Россию приедут академики — все скажут, что это хорошо. А если приедут неквалифицированные пахари — это что, плохо? У нас много людей, которые готовы пахать землю?
Михаил Старшинов, первый заместитель председателя Комитета по делам национальностей:
Есть много вопросов к этому законопроекту. Например, говоря о предоставлении паспорта потомкам людей, живших на территории Российской империи, с какого по какое время мы ведем отсчет? Кому мы будем давать это гражданство, что это за люди, какой у них культурно-образовательный уровень? Это все важно, нам жить с этими людьми. Чего опасаются наши граждане? Того, что граждане среднеазиатских стран будут иметь полное право получить российское гражданство по облегченной процедуре. Раньше мы в первую очередь хотели привлечь в Россию высококвалифицированных специалистов, потом шли по пути, согласно которому нерезиденты должны были сдать экзамен на знание русского языка, иметь базовые представления о российской истории.
Я не понимаю, каким еще критериям должен будет соответствовать человек. Или он просто придет и скажет: у меня родители родились на территории Узбекской ССР, дайте мне паспорт. Или же система будет более продуманной и сложной: мы скажем ему, что давай-ка ты выучишь русский язык, докажешь, что будешь не просто пособие по безработице получать, а устроишься на нормальную работу. Какие-то вещи базовые, которые любое государство учитывает, нужно учитывать и нам.
Людям, с которыми у нас общая история, с которыми у нас похожие традиции, можно давать гражданство, в ином случае будет как в Европе, куда приехали беженцы, с которыми никто не знает как справляться.
Закон, который принимает Госдума, должен быть в первую очередь направлен на то, чтобы гражданам России жилось спокойно и комфортно в своей стране. Я приветствую интеграционные процессы с людьми, которые в советское и в имперское время были жителями дружественных территорий, — это хорошо. Но вместе с тем надо понимать, что Российская империя была огромной и в разных своих частях разной. Культурные отличия между прибалтами и узбеками очень существенны.
Светлана Ганнушкина, председатель комитета «Гражданское содействие»:
Либерализация процесса получения гражданства — очень неплохая вещь. Если закон примут, многие смогут получить российское гражданство. Самое главное, чтобы этот закон касался людей, которые живут на территории России и притом давно. Еще плюс — будет меньше бумажной волокиты. Разумеется, это скажется и на жизни мигрантов — они получат возможность перейти из нелегального сектора в легальный. Люди, говорящие по-русски, имеют на это право.
Я всегда приветствую любую либерализацию. Есть очень много людей, которые связывают себя с Россией, но не могут получить паспорт этой страны. Фактически принятие этого закона позволит им вернуться домой.