Лучшее за неделю
27 марта 2017 г., 15:47

Чувственность, телесность и феминизм. Календарь Pirelli в МАММ

Читать на сайте
Фото: Егор Слизяк

Выставка Календаря Pirelli стала частью X Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017». Питер Линдберг — единственный фотограф, который делал календарь трижды: в 1996, 2002 и 2017 году. Кроме его работ в экспозицию вошли лучшие снимки других звезд, которые сотрудничали с Pirelli: Хельмута Ньютона, Энни Лейбовиц, Патрика Демаршелье, Брюса Вебера и других.

История Календаря Pirelli условно делится на три периода: середина 60-х, когда его стиль только формировался и на фоне сексуальной революции фотографы искали грань между эротическим и порнографическим образом; середина 80-х, когда глянцевые фото рассматривались как репрезентация действительности, и, наконец, настоящее время, когда фотографии отражают не столько внешнюю, сколько внутреннюю красоту женщины и ее силу. Если вначале для Календаря Pirelli снимались профессиональные модели, соответствующие понятиям об идеале красоты своего времени, то последние Календари посвящены выдающимся женщинам.

Предлагая Линдбергу поработать над выпуском 2002 года, креативный отдел Pirelli прямо сказал фотографу: «Мы устали от примитивной сексуальности!» Тогда он сделал съемку, в которой акцент был смещен с красоты женских форм на интерес к личностям: в его объективе оказались восходящие звезды Голливуда — Сэльма Блэр, Бриттани Мерфи, Эрика Кристенсен и другие — в привычных для них условиях: среди кинокамер и гримерных ламп. Для проекта 2004 года Ник Найт сделал серию коллажей, предварительно собрав импровизированный экспертный совет, в который вошли Бьорк, Стелла Маккартни, Катрин Денев, Трейси Эмин и еще десять женщин — деятелей культуры. Он провел опрос насчет того, что бы им хотелось видеть в Календаре, поскольку опасался, что взгляд на моделей будет чересчур «мужским». Главным «героем» в 2008 году стал Китай и его эстетика. Патрик Демаршелье собрал самых востребованных моделей того года и сделал съемку в духе «стерильного глянца», как выразилась искусствовед Валерия Агафонова, которая стала проводником снобщества по миру Календаря Pirelli. Спустя три года за камеру встал Карл Лагерфельд и представил совершенно телесный проект, в котором, однако, были и модели-мужчины. Героинями прошлогоднего Календаря авторства Энни Лейбовиц, как мы помним, стали женщины разных возрастов, рас и профессий — это резко отличалось от пинап-съемки моделей в латексе, которую сделал Стивен Майзел в 2015-м. Одним словом, вся новейшая история Календаря — противостояние физического и метафизического.

Питер Линдберг в своей последней работе, можно сказать, повторил проект 2002 года — снова сделал своими героинями актрис, но на этот раз не начинающих, а признанных: Джулианну Мур, Кейт Уинслет, Джан Цзыи, Николь Кидман, Руни Мару, Пенелопу Крус и других. В компании голливудских звезд оказалась Анастасия Игнатова, преподаватель кафедры политической теории МГИМО. Он выбрал не просто актрис, но женщин, которые хорошо понимают свой возраст и обращаются с ним правильно: Кейт Уинслет, например, давным-давно запретила фоторедакторам ретушировать свои фотографии. Линдберг, впрочем, не «поправлял» лица ни одной из своих героинь. На лице Люпиты Нионго, которая после завоевания «Оскара» за роль в фильме «12 лет рабства» была моделью пары десятков эдиториалов, впервые можно увидеть поры.

Звезды, которые работали с Линдбергом, говорили, что во время съемки он буквально проникал в их разум и вытаскивал наружу глубинные чувства и эмоции. Фотографу удалось передать хоть и не «кричащие», но совершенно искренние эмоции: женщины на снимках будто говорят со зрителем о чем-то очень личном.

То, что Календарь Pirelli второй год подряд бросает вызов медийным стереотипам красоты, вселяет оптимизм: возможно, это сподвигнет директоров глянца взять более уверенный курс на демократизацию женского образа.

Выставка фотографий Питера Линдберга для Календаря Pirelli 2017 продлится до 14 мая.

Обсудить на сайте