Призрак в доспехах. Что надо знать о защитных механизмах психики
Дави, расщепляй
Первым вопрос о психзащитах поднял Зигмунд Фрейд в 1894 году. Лучше всего он успел изучить механизм вытеснения, который отлично укладывался в трехкомпонентную модель личности («Ид» — инстинктивные влечения, «Эго» — сознательная часть психики и управление поведением, «Супер-Эго» — самонаблюдение и моральная оценка). Разрушительные, с точки зрения совести индивида, желания, по Фрейду, как бы «выдавливаются» из сознательной части психики в бессознательную, чтобы они не повлияли на поведение и не привели к неприятным последствиям. Психиатр придумал удобную аналогию: нормальная работа психики — лекция, нежелательный импульс — студент-хулиган, который шумит и мешает. Лектор — сознание — прогоняет нарушителя из аудитории. После этого читать лекцию (или сохранять психическое равновесие) становится проще, но обычно не получается долго удерживать хулигана за дверью без последствий — если слишком часто использовать механизм вытеснения или если вытесняемые желания очень сильны, напряжение накапливается и приводит к неврозам.
Младшая дочь Фрейда Анна стала первой, кто попробовал составить «перепись» основных психзащит. Кроме того, она более детально разработала само понятие. В частности, Анна обратила внимание на то, что разные защиты возникают на разных стадиях развития психики — некоторые начинают срабатывать с самого раннего детства (скажем, отрицание, проекция и вытеснение), а другие развиваются в соответствии с изменением нашей картины мира и представлениями о морали и, соответственно, считаются более «зрелыми» (например, рационализация и интеллектуализация).
Многие пункты теории Фрейда сейчас считаются устаревшими и не соответствующими действительности (например, зависть к пенису, психосексуальные стадии развития и вообще сексуальность как главный «движок» психики), но существование защитных механизмов в том или ином виде признается большинством направлений психологии, хотя их классификации неоднократно переосмыслялись. Психзащиты нельзя ни запеленговать на томографе, ни доказать экспериментально их существование, это лишь удобная объяснительная модель. Но она хорошо работает в терапевтической практике — опыт специалистов показывает, что у пациентов в разной степени проявляются примерно одни и те же типичные «баги», как их ни именуй.
Например, в гештальт-терапии психзащиты называются механизмами прерывания контакта, потому что эта школа определяет здоровое функционирование психики через связь личности с окружающей средой. А когнитивно-бихевиоральное направление психотерапии (КБТ), самое далекое от психоанализа и пока что самое эффективное с точки зрения доказательной медицины, предлагает свой аналог психзащит — дисфункциональные когнитивные схемы, которые появляются как побочный эффект нашего опыта и попыток приспособиться к окружению. Это как условный рефлекс, закрепившийся в эмоциональной ситуации, что-то вроде «обжегшись на молоке, теперь дую и на воду». Подход к решению в разных школах психотерапии будет различаться (психоаналитик будет копать вглубь, до источника детской травмы, а КБТ-терапевт попробует доказать иррациональность старой установки и «перезаписать» поведенческие привычки заново), но суть проблемы примерно одна и та же.
Кроме того, теперь считается, что защиты направлены не только против запретных желаний, но и против стресса, когнитивного диссонанса (несоответствия новой информации устоявшейся картине мира) и негативных эмоций в целом. Типичный для человека набор психзащит в какой-то степени формирует его характер, а при существенных перекосах способствует возникновению психических расстройств. Часто вышедшие из-под контроля психзащиты требуют проработки на терапии, но в любом случае полезно знать об их существовании и учиться замечать их за собой — это позволяет более объективно взглянуть на кризисную ситуацию и понять, как изменить ее к лучшему.
Список распространенных психзащит
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.