Лучшее за неделю
Анна Алексеева
15 мая 2017 г., 13:09

«В нашем деле лишь один минус — нет карьерного роста». Таксисты — о своей работе

Читать на сайте

Александр Осакян, 62 года:

Впервые я сел за руль в семь лет. Занимался картингом во дворце пионеров, потом — взрослым автоспортом. Машины люблю и знаю, сам их собирал. Таксистом работаю с 1976 года — с тех пор, как вернулся из армии и поступил в институт. Моя специализация — экономика и управление народным хозяйством. Все научные дисциплины отработал в такси: тут я и директор, и начальник транспортного цеха, экономист, бухгалтер, механик, мойщик, логист и водитель. Мне нравится, что мой доход зависит исключительно от меня. Тут невыгодно плохо работать: чем качественнее работаешь, тем больше получаешь. У меня рейтинг «пять», я не страдаю от недостатка заказов. Главное — вовремя подать машину, следить за чистотой автомобиля и быть вежливым.

В 90-е я ушел из такси и 15 лет проработал по специальности. Занимал разные должности, директором был. В общем, амбиции свои удовлетворил, а потом захотел сам планировать свой график, работать на себя — и вернулся к любимому делу. В такси только один минус — нет карьерного роста. 

В моей трудовой книжке стоит запись «водитель такси первого класса». Сейчас такой специальности уже не существует. Раньше в таксисты принимали только москвичей по большому блату, а сейчас принимают всех подряд. У «Яндекса» хотя бы требования — лицензия, медсправка. В Лондоне человек учится на таксиста четыре года — это престижнейшая специальность. 

Вы спроси́те у таксиста, какая самая короткая и самая длинная улицы в Москве. Боюсь, что 90% вам не ответит. Возят по навигатору — сами знаете, как он строит маршрут. Я навигатором вообще не пользуюсь. Таксист не просто крутит руль и жмет на педали — он работает с людьми, здесь нужно знание психологии. Работа не позволяет отупеть. Я много читаю, много понимаю — где-то глубже, где-то мельче, но Гогена с гобеленом не перепутаю.

За время работы много разных историй было. В 1984 году в моей машине забыли 10 000 рублей. Тогда на такие деньги можно было «Волгу» купить. Я вернул их хозяевам. Никому об этом тогда не говорил, потому бы посчитали за идиота. Один раз на вокзале встретил плачущую бабушку — она приехала из Псковской области, привезла внучке, которая учится в техникуме, продукты, а внучка почему-то ее не встретила. Бабушка попросила меня ее выручить. Я взял этот чемодан с продуктами, разыскал внучку — она оказалась за 100 км от Москвы. Пришлось, раз обещал, ехать туда.

Раньше таксисты пользовались тем, что люди не знают города. Человек приезжал на Казанский вокзал, говорил, что ему надо на Ярославский, а таксисты его по кругу возили. Я так не делаю — уважаю себя и свою профессию.

Марина Смирнова, 56 лет:

За рулем я очень давно. Могу на слух определить, какой дефект есть у проезжающего мимо отечественного автомобиля. Я сама ремонтировала свою «Ниву», перебирала контактную группу в стартере. Соседи по гаражу говорили мужу: «У тебя жена может залезть в выхлопную трубу, а вылезти через “штаны” (это обиходное название коллектора, который идет к двигателю)».

Таксистом я работаю с 2000 года, супруг — чуть подольше, старший сын тоже работал. Можно сказать, у нас это семейное. Сначала мы с мужем работали в разных компаниях и соревновались, кто сколько заказов на какую сумму сделал. Потом стали работать вместе. За 17 лет мы заработали хорошую репутацию. Безаварийно, безопасно перевозим пассажиров. 

До такси я десять лет «бомбила». По специальности я мастер по пошиву одежды, работала на складе. После работы брала попутчиков — это приносило небольшой ежедневный доход. Одна из причин, по которой я стала таксистом, — невозможность взять отпуск, когда мне нужно: там все решал жребий. Сейчас я абсолютно свободный человек, могу отдыхать в любое время. Я отвыкла вставать по звонку и бежать на работу. Проснулась, выпила кофе, занялась делами, никуда не торопясь, села в машину — все, я уже на работе. Устала — закрываю смену и приезжаю домой. Я люблю работать по ночам, когда нет пробок. По этой же причине обычно не езжу по городу, а беру пассажиров из аэропортов. 

Был у меня как-то ночной заказ из Домодедово. Надо было отвезти пассажира на Окскую в Текстильщики и через час вернуться. Мы выехали на МКАД, но в районе 16 км образовалась пробка. Я поехала по Люблинке, потому что она прямая и ночью светофоры на ней работают на желтом мигающем режиме. Пассажир начал возмущаться, истерить, что я не знаю дорогу и еду без навигатора. А я знаю Москву, как пять пальцев. Он кричит, а я спокойна как удав. «Вы не знаете Москвы. Ездите кругами», — возмущается он. Я спрашиваю: «Если для вас Люблинка — это круг, что для вас тогда прямая?» Он: «Как что? МКАД!» Очень меня позабавила эта ситуация. В итоге привезла его на Окскую даже на несколько минут раньше, чем планировала.

Илья Чижиков, 36 лет:

Я москвич, мне 36 лет, таксистом работаю полтора года. Началось все с того, что как-то я вызвал такси, и мы с водителем разговорились. Он рассказал мне удивительные вещи о своих заработках — до того мне казалось, что таксист — низкооплачиваемая работа. Я тогда был риелтором — это нестабильный доход, а у меня трое детей. Я много думал, потом решился, поменял машину, получил все лицензии, разрешения, страховки — и начал работать в комфорт-классе. В финансовом плане мои ожидания оправдались, но работа оказалась гораздо сложнее, чем я думал. Чтобы зарабатывать приличные деньги, надо жить в машине и очень много времени проводить за рулем. На семью времени не остается. Я проработал в таком режиме где-то полгода. 

Как-то я разговорился с водителем бизнес-класса. Он рассказал про свои заработки, и я снова задумался. Потом поехал к дилеру, подал документы на лизинг, мне его одобрили. Я купил в лизинг автомобиль и перешел в бизнес-класс. Это небо и земля по контингенту и заработкам! Навскидку одна поездка по городу в комфорт-классе — 400–500 рублей, в бизнес — 900–1000 рублей. Хочу развеять миф, что бизнес-класс — это халява: проснулся, поработал чуть-чуть и поехал домой — такого нет! Заказы есть либо рано утром, либо поздно вечером, надо успеть попасть в волну, чтобы что-то заработать. Бывает, в день зарабатываешь по 2–3 тысячи, а бывает и по 10–15 — как повезет. Если взял два «портовых» заказа — это 5000, уже хорошо! Но машин много, а клиентов в бизнес-классе гораздо меньше, чем в комфорте. Конкуренция очень высокая.

Самое сложное — соблюдать стандарты. В бизнес-классе, например, обязательно надо открывать дверь перед клиентом. В машине должен быть wi-fi, зарядки для телефонов, минералка. У меня в автомобиле дополнительно лежат свежие журналы и губки для обуви. Иногда, бывает, не успеваешь открыть дверь — тебе ставят плохую оценку и наказывают: либо блокируют, либо снижают рейтинг. Еще есть тайные пассажиры — все сервисы такси нанимают компании, которые занимаются проверкой. У меня таких проверок было много. Допустим, поступил заказ, садится человек, смотрит как ты одет, чистая ли машина, есть ли зарядки для мобильных. Он помечает нарушения, если есть, потом по итогам проверки выносится решение.

Получить лицензию может только юридическое лицо. Я работаю как ИП. Как правило, таксисты регистрируют автомобиль в нескольких агрегаторах: в бизнес-классе не так много заказов, как по комфорту и эконому, приходится хватать все, что есть. Хочу отметить, что «Яндекс» в последние полгода сильно поднялся. Сейчас работать с этим агрегатором одно удовольствие.

Обсудить на сайте