Как напечатать человека на принтере. Блиц-интервью с Александром Островским
«Сноб» номинирует Александра Островского на премию «Сделано в России» в категории «Наука и технологии». В конце лета 2017 года наши читатели смогут проголосовать и выбрать победителей
СОбъясните, пожалуйста, доступным языком, что такое биопечать.
Представьте тюбик зубной пасты. В нем находится биологический агент — клетки. И вот слой за слоем мы выдавливаем из тюбика колбаски с клетками. Получается однородная ткань. В нашем случае есть около 20 тюбиков с различными агентами, мы их расставляем в нужном порядке и печатаем ткани, как на струйном принтере. Звучит просто, но на самом деле предстоит приложить титанические усилия, чтобы получить результат.
СКакие у биопечати перспективы?
Биопечать поможет решить много практических медицинских задач. Например, мы сможем создать ребенку, попавшему в пожар, кожу или сетчатку глаза. Но перспективы биопринтинга туманные и неопределенные. Пока нельзя полностью заменить какой-то орган, возможно только воспроизвести некоторые его функци. В связи с этим у меня часто спрашивают, можно ли напечатать человека. А зачем это нужно? Естественным путем люди получаются куда дешевле и приятнее. Только подождать придется.
СПока органы лишь выращивают, а не пересаживают. Что нужно для пересадки?
Нужно сделать, чтобы орган работал, а не просто был напечатан. После пересадки не должно возникнуть больше неприятностей, чем было до. Предстоит решить несколько проблем: как питать орган, как создать кровеносную систему, да так, чтобы она не развалилась вместе с органом. Нужно сделать аналог сосудов. А еще есть вопросы с законодательством, с законом о биологических материалах. В общем, нужно пройти еще очень длинный путь.
СМногие сравнивают биопечать с открытием электричества. А вы бы с чем сравнили?
А зачем сравнивать? Чтобы была красивая формулировка? Да, биопринтинг многое изменит. Это индустриальный перекресток, где сходятся возможности биологии, инженерии, материаловедения. Но мы быстро перестанем относиться к нему как к чему-то революционному. Это как чемодан на колесиках: чемоданы существовали много веков, колесики — тысячелетия, а совместить их додумались не так давно. Это прорыв, но мы в бытовой жизни не ощущаем этого. Рентген — тоже прорыв, но вы просто идете в поликлинику и говорите, что вам нужно снимочек сделать.
СМожет ли биопринтинг стать лекарством от смерти?
А нужно ли это? Сейчас много говорят о бессмертии, всем очень нравится эта идея. Но зачем? Я разговаривал с людьми пожилого возраста и заметил, что у многих пропадает желание жить. Человек умирает, когда ему надоедает жизнь.