Лучшее за неделю
Максим Натапов
17 октября 2017 г., 11:05

Почему так важно быть любопытным

Управляющий партнер One! International School Максим Натапов рассказывает о том, как любопытство связано с мотивацией и как поощрять детей к исследованиям, не убив в них тягу к новому
Читать на сайте

Билл Гейтс, Стив Джобс и Илон Маск всегда были любопытными

Если бы мне нужно было дать один-единственный универсальный совет всем детям и взрослым, то я посоветовал бы быть любопытными и голодными до всего нового. Кого мы считаем героями нашего времени? Это Стив Джобс, Илон Маск. Это люди, которые представляют будущее, а потом его формируют, придумывают инновационные продукты и реализуют невероятные проекты. Без любопытства и тяги к познанию невозможно придумывать новое. Илон Маск решил, что мы должны сократить выбросы и зависимость от углеводородов, и придумал «Теслу». Теперь капитализация «Теслы» выше, чем у «Форда». Потом он решил, что полеты в космос стоят слишком дорого, а население Земли растет стремительно, и создал технологию, которая во много раз удешевила стоимость одного запуска ракеты. Так появились многоразовые ракеты «Фалькон». Ко всем этим открытиям Маска привел интерес к жизни и технологиям, его природное любопытство. И между вашим ребенком и тем, чтобы он стал новым Илоном Маском, есть пропасть, которую мы можем помочь ему преодолеть.

Система образования убивает любопытство

Основная проблема сегодняшнего образования в том, что выстроенная система убивает в детях любопытство. Изначально ребенок рождается пытливым, увлеченным, ищущим, задающим тысячи вопросов. Ребенку всего мало, и это очень естественно.

Но в какой-то момент ребенок попадает в строго регламентированную структуру — в школу, где большинство уроков выглядят так: «Вот вам формула, выучите ее, решите по ней 20 примеров». Эта формула оторвана от ребенка, от реальности и действительности — дети просто зубрят предмет, пишут контрольную работу и начинают учить что-то новое.

Фото предоставлено One! International School

Как школа может поощрять к исследованиям?

Ученик не должен становиться заложником архаичного подхода школы, нужно вовлечь его в образовательный процесс, сделать его сообщником в добыче знаний. Можно дать ребенку возможность самому выбирать ту или иную тему в рамках определенного сценария, и внутри этой темы исследовать закономерности, опираясь на понятные прикладные примеры. Исследовательский подход в основе образования против фактологического подхода — один из главных инструментов развития любопытства. Предположим, мы изучаем проценты. Вместо того чтобы просто выдать формулу, можно изучить, сколько процентов книги мы прочитали за сегодняшний день или как мы платим налоги, поупражняться в их начислении и понять последствия применения тех или иных решений. Решать несколько конкретных задач, которые будут интересны, и вместе с учениками дойти до обобщений. Именно такой подход мы используем в One! International School.

Как родителям не убить в ребенке тягу к новому?

Есть такая формула воспитания детей, она мне нравится: «До 5 люби, до 15 воспитывай, а потом просто будь другом». Это отличное руководство к действию. Ключ ко всему — любовь и самосознание. Родители должны осознанно относиться к будущему ребенка и создавать среду для исследования. Главное — самим не терять любопытства и не становиться очень тревожным родителем. Бесконечные тревоги: «Ну куда ты полез? Ну зачем ты туда пошел?» — никуда вас не приведут и только отпугивают ребенка от изучения нового.

Любопытство — это выход из зоны комфорта и стимуляция внутренней мотивации. Будущее — это тоже выход из зоны комфорта, поэтому любопытство меняет будущее, и это прекрасно.

Обсудить на сайте