Дебет с кредитом. Почему у «Барселоны» почти нет денег?
Роберто Де Дзерби, Юрген Клопп, Луис Энрике и даже Лионель Месси — в последние недели журналисты гадают на именах потенциальных тренеров «Барселоны». Нынешний работает с командой чуть больше двух лет, но задерживаться не намерен.
28 января, сразу после унизительного поражения от «Вильярреала» (3:5), Хави объявил о грядущей отставке. По его словам, так будет лучше для клуба, который тяжело набирает очки, несмотря на статус действующего чемпиона Испании.
Перед руководством каталонцев стоит непростая задача — за остаток сезона найти сильного тренера, согласного на скромную зарплату. Хави получает 8 млн евро, на фоне других расходов «Барсы» это немного, и уж тем более это меньше, чем у Юргена Клоппа в «Ливерпуле» (17,8 млн), Пепа Гвардиолы в «Манчестер Сити» (22,4 млн) и Диего Симеоне в «Атлетико» (44 млн).
«Барселона» живет в стесненных финансовых условиях последние несколько лет. В нулевые и первую половину десятых каталонцев, наоборот, часто ставили в пример другим клубам за вдумчивую и рациональную бюджетную политику.
Команда даже могла себе позволить играть без титульного спонсора. В 2006-м на сине-гранатовых футболках появился логотип фонда UNICEF, но это не он платил «Барсе», а «Барселона» фонду — полтора млн евро в год.
Лишь в 2011-м клубные боссы подписали коммерческий контракт с Qatar Foundation и стали получать от шейхов по 30 млн евро в год. Деньги поступали и от УЕФА: скажем, за победу в Лиге чемпионов в сезоне 2010/11 клуб заработал 51 млн.
Все началось с Неймара
В 2013-м «Барса» купила у «Сантоса» одного из сильнейших бразильских игроков — Неймара. По официальным данным, за новичка заплатили 57 млн евро, но позже выяснилось, что сумма была почти вдвое больше. На волне подтвержденных слухов о переплате, то есть нарушении финансового Fair Play, президент клуба Сандро Росель даже подал в отставку.
Но в истории с сегодняшними долгами «Барселоны» куда важнее не покупка Неймара, а его внезапная продажа летом 2016-го. Внезапная, потому что руководство «Барселоны» не собиралось отдавать свою суперзвезду, прописав в контракте колоссальные 200 млн евро отступных — с постепенным повышением до 250 млн. Предполагалось, что желающих платить такие деньги не найдется.
Но они нашлись — богатые владельцы французского «Пари Сен-Жермен» Qatar Sports Investments. Чтобы обойти строгие правила финансового Fair Play, шейхи придумали схему с самостоятельным выкупом футболиста. Он заплатил «Барселоне» 222 миллиона, как считается, из собственных сбережений и уехал в Париж свободным агентом.
«Барса» получила большие деньги, но не знала, куда их потратить. А главное, все ее конкуренты по трансферному рынку были в курсе, какое состояние свалилось на голову испанскому гранду. За любого футболиста, который попадал в сферу интересов «Барсы», другие клубы тут же ломили цену. Расходы, понесенные на покупку новых игроков, очень быстро перекрыли доход от продажи Неймара.
Зарплатную ведомость тоже пришлось увеличить, причем не только для новичков. Газета Marca писала, что защитник Жерар Пике за пять сезонов заработал 142 млн евро.
Возможно, у боссов «Барселоны» был продуманный финансовый план, но реализовать его не дала пандемия. Весной 2020-го все сильнейшие европейские лиги встали на паузу, доходы от билетов и трансляций резко упали, но футболисты по-прежнему получали свои космические зарплаты. «Барселона» попала в долговую яму, выбраться из которой не может до сих пор.
Заработать на траве
В 2021 году клуб вынужденно расстался с главным своим активом: Лионель Месси уехал играть во все тот же «Пари Сен-Жермен». В испанском футболе действует строгий зарплатный потолок — для каждой команды свой, в зависимости от текущих финансовых показателей. Перед сезоном 2021/22 каталонцам разрешили тратить на зарплаты не более 160 млн евро, а это как раз столько, сколько получал один Месси.
Дисбаланс в бюджете привел к резкому росту долгов. Оценки звучат разные, от миллиарда евро, по версии нынешнего президента клуба Жоана Лапорты, до трех, со слов бывшего менеджера «Барселоны» Жауме Льописа.
Как следствие — скудные по меркам конца нулевых результаты, нестабильная игра и отсутствие характерного стиля, которым славилась «Барселона» долгие годы. На все это обращают внимание и спонсоры.
Единственная большая удача на переговорах с крупными компаниями — контракт со Spotify, подписанный в 2022-м. По нему клуб зарабатывает 57,5 млн евро, что, очевидно, не решает все финансовые проблемы разом.
Чтобы хоть как-то пополнить бюджет и закрыть долги, «Барселона» вынуждена идти на ухищрения. В сентябре, когда домашний стадион команды «Камп Ноу» закрылся на реконструкцию, клуб устроил распродажу: предложил фанатам купить фрагмент газона за 420 евро или кусок сетки ворот за 80. Очевидно, фанаты — это самый важный актив «Барсы», их лояльность должна помочь выйти из кризиса.
Спасительная травма
Сегодняшняя «Барселона» пытается бороться за медали и надеется пройти как можно дальше в Лиге чемпионов. За последние месяцы состав команды помолодел: подоспело новое поколение игроков клубной академии, которыми Хави пытается освежить игру. Например, 16-летний Ламин Ямаль впервые вышел на поле еще в августе, после чего быстро стал попадать в стартовый состав. Сегодня Transfermarkt, один из самых авторитетных источников финансовой информации о футболе, оценивает вундеркинда в 60 млн евро.
Есть и потери: в ноябре, порвав крестообразные связки, на много месяцев выбыл Гави. Но, как ни странно, его травма помогла клубу поправить финансовые дела. Спортсмен получил ее в матче за сборную, поэтому ФИФА обязана заплатить «Барселоне» около 4,5 млн евро. Кроме того, Ла Лига пересмотрела потолок зарплат: 80% от того, что получал Гави, стало возможно распределить между другими футболистами.
«Барселона» воспользовалась этим шансом сразу, оформив переход 18-летнего бразильского вундеркинда Витора Роке.
В январе новичок дебютировал в основе, а к концу месяца забил первый гол — победный в ворота «Осасуны».
Роке иногда сравнивают с Неймаром: новичок «Барсы» тоже очень техничный и быстрый, оба довольно рано заслужили повышенное внимание прессы и агентов. А еще у Витора в контракте, так же как у Неймара восемь лет назад, прописана астрономическая сумма отступных — 500 млн евро. Вряд ли кто-то воспользуется этим пунктом, чтобы выкупить восходящую звезду.
В перспективе он может стать лидером «Барселоны», вокруг которого строится игра и финансовая стратегия. Если Роке освоится в Испании и приблизит команду к победе в Лиге чемпионов, то клубу будет гораздо проще искать новых партнеров.
Как это было, когда в ее составе выступал один величайших футболистов в истории — Лионель Месси.
Автор: Юрий Истомин