Кульницы, мишурники и уррнака. «Питерские монстры» Веры Сороки
— Хочешь, покажу интересное, — сказал Максим, когда они с Алисой и Эдгаром По отправились на прогулку.
Ответа не требовалось, поэтому Макс просто повел их тайными асфальтовыми тропами, но, несмотря ни на что, нужно было идти строго след в след.
Дом, к которому они пришли, был пьющим и неухоженным. Из трещин выглядывала годовая щетина сорных растений, оконные рамы покосились в скорбном выражении.
Но, как и множество нищих, дом этот не утратил внутреннего своего достоинства и величия.
По холодным высоким ступеням они поднялись на пятый этаж. Алиса смотрела на мраморную крошку лестницы и вспоминала бабушкин студень, в котором увязли кусочки мяса и моркови. На двери слева была небольшая рукописная табличка: «Магазин неизданных книг». Из квартиры по коммунальной моде выползало несколько звонков- щупалец с подписями, сделанными разными почерками и разными цветами чернил: «Художка», «Гениальные идеи для романа», «Нехудожка», «Непонятно что», «Просто переждать дождь».
Макс трижды постучал, вызвав неспешные шаги.
В дверном проеме показалась голова Павлика.
— Я вас не ждал, но очень надеялся, что вы придете. — Павлик распахнул дверь пошире. — Во всем доме нет электричества, но я не могу уйти и оставить его одного в надвигающейся темноте.
— Мы хотели прийти раньше, но Эдгар По взял чей-то след, и нам стало любопытно, кто это.
— И кто же это был? — спросил Павлик.
— Чижик-Пыжик.
— Разве птицы оставляют следы, которые можно взять? — засомневался Павлик.
— Только если эти птицы бронзовые. Их следы такие тяжелые, что падают на землю.
Магазин, в котором работал Павлик, располагался в старой коммунальной квартире, как будто нарочно поделенной на комнаты по жанрам. В общей кухне находился неработающий кассовый аппарат, патефон, шкаф для штук и небольшой уголок для неспешных разговоров. По коридору направо была комната нехудожки, за ней следовала более просторная комната непонятно чего. Напротив обитал отдел гениальных идей для романа, и в самом конце, рядом с ванной, находилась комната художественной литературы. Везде имелись соответствующие указатели, чтобы никто по неосторожности не заблудился.
— Очень красиво у тебя здесь, — одобрила Алиса, вглядываясь в коридорную темноту.
Павлик уселся в высокое кресло и закинул одну ногу в тапочке-зайчике на другую.
— Можно посмотреть?
— Конечно, только возьми инструмент. — Павлик указал на свечу.
— Огонь не покусает книги?
— Не-е, он же не иерусалимский. К тому же рукописи не горят, — пожал плечами Макс.
— Нас даже пожарный инспектор оставил в покое, когда узнал, что здесь только неизданные книги, — подтвердил Павлик.
Алиса ушла в темноту. Эдгару По в темноту не хотелось, но долг обязывал защищать.
— Все хорошо, — успокоил его Макс, и Эдгар По удовлетворенно улегся на пол.
Алиса ходила из комнаты в комнату, беря в руки полупрозрачные книги, которые редко имели обложки и никогда не имели ISBN. Некоторые книги были написаны наполовину, некоторые — на треть, у остальных было одно лишь название.
— Почему книги, которые имеют одно только название, стоят в художке, а не в отделе гениальных идей для романа? — из темноты спросила Алиса.
— Название — это первая глава книги, но не ее суть, — пояснил Павлик.
— Смотрите, какая красивая. — Алиса принесла показать свою добычу. — Здесь и веселые волки, и пьяные птицы на обложке. И она, похоже, дописана.
— Я давно ее искал! — обрадовался Павлик. — Все исчезли, а эта никак не хотела уходить.
— А что с ней не так?
— Ее издали. — Павлик пожал плечами. — И теперь ей здесь не место.
Алиса неохотно отдала книгу и ушла в отдел с гениальными идеями.
— Что будет, если я куплю чужую идею и напишу из нее книгу? Я стану воровкой?
— Вот еще. Идеи как вода. Ты можешь полить ею сад и вырастить яблоки, а можешь заморозить и сделать отличный мохито. Даже если ты купишь идею, она по-прежнему будет стоять на полке в этом магазине. По крайней мере, пока не выветрится.
— Тогда я хочу вот эту. — Алиса показала на идею романа о кактусах-масонах.
Пока Алиса беседовала с Павликом, Максим обошел отдел с идеями; не найдя там ничего нового, задержался в отделе с непонятно чем, потом запахнул пальто и решительными быстрыми шагами прошел в художку. Увидел свою книгу на обычном месте. Погладил корешок, но в руки брать не стал.
— Куда запропал этот твой издатель? — спросил Павлик, хорошо представляя, что происходит в дальней комнате. — Кульницы его, что ли, сожрали?
— Не знаю. — Макс вернулся в уголок для неспешных разговоров. — Не отвечает на звонки. И на работе не появляется.
— Может, он в Карелию махнул, — предположила Алиса, ласково гладя патефон.
— Может, — согласился Макс. — А кто такие кульницы?
— Это такие маленькие полупрозрачные существа. Они едят бесполезных людей и испражняются ненужными вещами, которые никто никогда не покупал, но они непонятно откуда есть. Вы что, никогда о них не слышали? — удивился Павлик.
— Нет, — ответил Макс, — но предполагаю, что кульниц придумали китайцы.
— Точно, — улыбнулась Алиса. — Вокруг столько пустых людей, что кульницы, должно быть, очень хорошо питаются. — Она забрала у Павлика свечу. — А я вот слышала про мишурника, который ест тканевые кладбищенские цветы, а потом скачет по надгробиям, и те перекашиваются.
— Так вот как это происходит! Я никогда не верил, что это из-за грунта.
— Не, это все мишурники, — уверенно сказала Алиса и передала свечу Максу.
— Невка однажды рассказывала, что на сваях моста нарос небольшой куримос. Он весь из ила, даже глаз нет, но если до него дотронуться, то сразу превратишься в русалку.
— А если до него русалка дотронется?
— То превратится в ничто, — ответил Макс. — Поэтому русалкам больше нравятся разводные мосты.
— Недавно слышал, — Павлик аккуратно взял свечу, — что на Васильевском снова видели уррнаку, представляете? Почти сто лет не было, и снова появилась.
— На Хирвисаари чего только нет, — согласилась Алиса.
— А что может уррнака? — спросил Макс.
— Если ей спеть, то в ближайший год не попадешь под дождь, — мечтательно пояснил Павлик. — Думал, производители зонтов их полностью истребили. Хорошо, что кому-то удалось уцелеть.
Алиса очень заинтересовалась этой историей.
— А что конкретно нужно спеть уррнаке?
— Точно неизвестно, но говорят, что это должна быть песня, слов которой никто не знает.
— Хм. А я слышала про монстра Верочку. — Алиса снова забрала свечу. — Говорят, обычная с виду девушка, но, если ты талантливый и подходишь к ней слишком близко, она тут же нападает и утаскивает к себе в нору. И никто из этой норы не возвращается.
— И зачем ей это?
— Ясно зачем — завидует, — пожала плечами Алиса, — ну и критики боится.
— Детские сказки. Если действия монстра можно объяснить человеческой логикой, то это не монстр, а обычный человек, — парировал Макс.
— А вот тут согласен. Только вовсе это не сказки, а очень даже правда. — Павлик пошевелил ногами- зайцами и снова взял свечу. — Монстр Верочка работает в книжном на Литейном. В художественном отделе. Никто точно не знает, родилась ли Верочка монстром или постепенно им стала, но в детстве она была милой девочкой c четверками в дневнике. Потом начала замечать, что другие дети лучше рассказывают стихи, рисуют домики или пишут сочинения. И начались исчезновения.
— Думаю, многие из нас это замечали, — вздохнула Алиса.
— Опять согласен. Но у тебя два пути — либо попытаться самой стать лучше, либо убить всех, кто лучше тебя.
— Второй вариант попроще, — усмехнулся Макс.
— Вот и Верочка за второй, — совершенно серьезно ответил Павлик. — Сначала она всех ела, без разбора, а потом увлеклась рисованием и стала уничтожать только талантливых художников. Ну а сейчас пошла на писательские курсы и стала есть писателей.
— Некоторых писателей стоило бы съесть. Всем от этого лучше будет. Обидно, что она ест только талантливых, — заключила Алиса.
— Каждому свое. Даже на ненаписанные книги есть свои читатели. — Павлик встал, чтобы взять еще одну свечу. — Кстати, недавно слышал, что в киоске Роспечати на Озерках можно купить настоящую карту сокровищ за рубля копеек.
— Разумная цена, — заметил Макс, — надо будет заехать.
— Да, можно поискать на следующей неделе. До четверга я совершенно свободен.
Узнать подробнее о книге можно по ссылке.