О мышах и людях. Как устроен иммерсивный спектакль «Щелкунчик»
В 2016 году театральная Москва обсуждала шоу «Вернувшиеся». Действие пьесы Ибсена разворачивалось сразу во всех комнатах особняка в Дашковом переулке, декорированного под интерьеры XIX века. Зрители закрывали лица масками и, не замечаемые героями, блуждали по дому семьи Альвинг. Самостоятельно выбирали маршрут и складывали из обрывков увиденного свой спектакль. С тех пор в подобном формате было выпущено еще несколько проектов: обновленная версия легендарного шоу «Вернувшиеся. Иная реальность», танцевальный иммерсив с участием детей «Девочка со спичками» и недавняя премьера — «Щелкунчик. История, которую ты не знал».
Создатели нового проекта Алексей Карпенко и Гарик Рудник поделили пространство особняка на три зоны, каждой из которых отдан целый этаж: в подвале царят мыши, чердак переоборудован под мастерскую кукольника, а посредине расположилось жилище людей. От того, с какого мира зритель начнет знакомство со спектаклем, зависит его взгляд на историю Щелкунчика. Точку входа можно выбрать еще при покупке билетов: в царстве игрушек проводником станет мастер кукол Гофман, в мире людей — крестный Дроссельмейер, а в подземном — Королева Мышей. Каждый из них приготовил для гостей свою предысторию.
По одной из версий, давным-давно люди и мыши мирно жили вместе: девочка Клара дружила с ручной Мышью, а кукольник Гофман мастерил необычные игрушки, отдавая им тепло и любовь своего одинокого сердца. Но разногласия и борьба за внимание привели к конфликтам, а затем и к полному разрыву отношений: мастер кукол забрал свои изобретения и уединился с ними на чердаке, сосланная в подпол Мышь утащила с собой Щелкунчика, а девочка Клара осталась одна. Зрители попадают в спектакль, когда она уже выросла, родила двоих детей и умерла, а вражда между тремя мирами, начавшаяся с непонимания, лишь разрослась.
Вступительная речь проводников — один из редких вербальных эпизодов спектакля, остальные события и отношения между персонажами выражены языком танца, причем артисты играют в разных стилях. Хореографы Марк Куклин, Галина Горбунова и Ирина Кононова придумали для каждого мира особый хореографический рисунок: в движениях мышей узнаются уличные танцы, куклы существуют на стыке роботинга и анимейшн, а исполнители ролей Мари и Щелкунчика работают в жанре контемпорари.
Шоу одно — локации разные
В шоу изначально заложена невозможность показать всё: события разворачиваются параллельно в разных локациях на трех этажах. Правильного маршрута нет, зрителю нужно постоянно делать выбор, куда повернуть и за каким героем последовать. Всё как в жизни: впечатление об окружающем мире собирается из разрозненных кусочков и взаимодействия с разными персонажами. Ориентироваться в происходящем помогает музыка Чайковского в авторском переложении композитора Отти Роуджа: здесь она главный собеседник, подсказывающий, в какие моменты развиваются отношения персонажей, а когда стоит переместиться в крупные залы, чтобы не пропустить кульминационные события.
Сказка Гофмана полна описаний предметного мира — и оттого прекрасно подходит для спектакля-бродилки. Художник Мария Мелешко детально проработала интерьеры каждой комнаты, наполнив пространство многочисленными подсказками и пасхалками: в подвале спрятана карта дома с карандашными пометками, на чердаке развешаны детально прорисованные схемы механических кукол, а в детской лежат записочки и рисунки, помогающие раскрыть характеры Мари и ее брата. Вещественный мир спектакля собран с такой внимательностью, что его можно исследовать как самостоятельный арт-объект. Если вы выберете бродить по пустующим комнатам, открывать ящики, прикасаться к вещам и читать письма героев, ваш спектакль полноценно сложится из этих впечатлений. Тем более хотя бы раз к вам наверняка заглянет один из персонажей и поведает частичку своей истории. Особых счастливчиков артисты приглашают для персонального взаимодействия — такие вставки не расширяют сюжет, но позволяют глубже узнать характер собеседника.
Нет плохих и нет хороших
Шоу отличается от классической версии «Щелкунчика» отказом от деления на положительных и отрицательных героев. Иммерсивный театр позволяет раскрыть мотивацию и правду каждого персонажа: следить за играми мышей или сказочным миром игрушек не менее занятно, чем за взаимодействием юных и обаятельных главных героев. Даже финальная битва мышей и кукол решена в форме танцевального баттла с сольными номерами Щелкунчика и мышиного принца. Обойти в танце не равно уничтожить, драйв и универсальный язык тела сближают героев, демонстрируют мастерство каждого из них и приводят к долгожданному примирению.
Ближайшие показы спектакля пройдут 15, 16, 17 и 18 февраля.
Подготовила Анна Юсина