Вещь недели: очки смешанной реальности Apple Vision Pro
Интерес к виртуальной реальности влияет на развитие техники с середины ХХ века, однако человечество задумалось о погружении в альтернативные пространства гораздо раньше. К первым попыткам их создания можно отнести, например, произведения панорамной живописи.
Но искусство все-таки не давало возможности интерактивного взаимодействия с другой реальностью, поэтому мечты человека об идеальном мире стала воплощать наука. В 1838 году английский физик Чарльз Уитстон представил новое оптическое устройство для просмотра объемных изображений — стереоскоп. К двум концам прибора крепились едва отличающиеся друг от друга картинки, которые отражались перед глазами наблюдателя в двух зеркалах, поставленных под определенным углом. При этом каждый глаз воспринимал только ту картинку, которая была перед ним. При рассматривании иллюстраций человеку казалось, что они наслаиваются, и общее изображение представлялось объемным. Эту технологию можно считать истоком 3D-формата и предтечей всех VR-разработок.
Первое устройство, позволяющее полноценно пребывать в виртуальной реальности, появилось лишь к 1960-м. С 1957 по 1962 годы американский кинематографист Мортон Хейлинг разрабатывал мультисенсорный симулятор «Сенсорама», в который были встроены стереодисплей, стереозвуковая система, подвижное кресло, вентилятор и даже распылитель ароматов. По сути, это была будка, в которой показывали кино, то есть уже привычный для нас 7D-аттракцион. Хейлинг хотел создать кинотеатральное пространство, «театр опыта», как он сам его называл, воздействующий на все органы чувств человека. Специально для показов в «Сенсораме» был создан трехмерный фильм — зрителю предлагалось прокатиться на мотоцикле по Бруклину, чувствуя порывы ветра, ощущая дорожную тряску, запахи бензина и кафе, вдоль которых пролегал маршрут. После «Сенсорамы» Хейлинг изобрел более удобную «телесферную маску» — малогабаритное устройство с тем же функционалом.
В 1965 году другой американец, Айвен Сазерленд, создал компьютерный шлем «Дамоклов меч» — тяжелую конструкцию в виде очков с дисплеем, прикрепленных к потолку. После презентации этого проекта VR-технологиями стали интересоваться в ЦРУ и НАСА, и уже в 1970-х по заказу Минобороны США виртуальные симуляции стали применяться в медицине, подготовке военных, картографии и многих других сферах. Став доступнее, эти технологии попали на рынок компьютерных игр, навсегда изменив его. А в 1990-х появился отдельный термин — AR, то есть «смешанная» или «дополненная» реальность. Отличие AR от VR состоит в том, что при использовании шлемов смешанной реальности человек не теряет контроля за происходящим вокруг, то есть цифровой и физический миры наслаиваются друг на друга, в то время как погружение в виртуальную реальность предполагает полное ограничение доступа в физический мир.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
В ХХI веке VR-технологии чаще всего применяются в сфере развлечений и игр. А вот развитие AR-технологий практически прекратилось. За последние 22 года всего три компании выпустили собственную аппаратуру дополненной реальности — Google, Microsoft и Apple. Первые две не справились с низким спросом и убрали свои продукты с рынка, а продажи шлема смешанной реальности Apple Vision Pro стартовали только 2 февраля.
Компания работала над его разработкой с 2015 года. В 2017 году Apple наняла Джеффа Норриса — бывшего сотрудника НАСА, который ранее создавал очки смешанной реальности для Microsoft. Долгие годы специалисты Apple не могли найти общего языка при реализации проекта — многим разработчикам вообще было неясно, как пользователи будут применять этот девайс, зачем он в принципе нужен широкому потребителю. Во время пандемии проект даже подумывали закрыть, но директор Apple Тим Кук успел зажечься идеей и настоял на том, чтобы разработки продолжились. Он решил, что новый продукт компании станет началом новой эры в развитии AR-технологий.
Apple называет новый девайс «пространственным компьютером», который можно носить на лице. Он позволяет объединять цифровые медиа с реальностью. С помощью Vision Pro можно смотреть кино в 3D с пространственным звуком, подключаться к системе Мас во время работы в офисе, создавать виртуальный 4K-монитор любого размера, работать в AR-пространстве, играть, вести съемку и даже совершать видеозвонки — внешние камеры шлема сканируют лицо пользователя и создают его 3D-аватар. На устройстве установлены все приложения, которые есть на iPad, — «Книги», «Сообщения», «Заметки», «Музыка», FaceTime. Во время работы с приложениями стекло шлема затемняется — это делает процесс чтения более комфортным, но стоит отвести взгляд от текста — и стекло снова становится прозрачным, чтобы ничего не мешало пользователю воспринимать окружающее пространство.
Эффект смешанной реальности становится возможным благодаря встроенным в шлем инфракрасным камерам и лазерному локатору LiDAR, с помощью которых Vision Pro сканирует окружающую среду и рассчитывает, как именно расположить между физическими объектами виртуальный интерфейс. Эти же сканеры распознают людей, подходящих к пользователю, чтобы тот мог контактировать ними во время взаимодействия с виртуальной реальностью. В привычных VR-гарнитурах такая функция не предусмотрена. К тому же динамики шлема расположены таким образом, чтобы не заглушать звуки окружающей среды. По задумке производителя, все это должно влиять на более комфортное самочувствие пользователей — человек в таком шлеме не будет ощущать себя изолированным.
Управлять гарнитурой можно голосом, движением глаз или жестами. Снаружи Vision Pro оснащен специальными сенсорами и камерами, которые позволяют устройству «чувствовать» руки человека, а внутри девайса располагаются датчики — они отслеживают движение глаз в режиме реального времени. Они же могут вывести изображение глаз на внешней стороне гарнитуры, хотя это, по признаниям некоторых обозревателей, смотрится жутковато.
Корпус шлема выполнен из металла и стекла, что делает конструкцию весьма тяжелой — американские блогеры в своих обзорах заявляют, что она весит 638 граммов. Чтобы не утяжелять Vision Pro еще больше, разработчики решили не встраивать в гарнитуру батарею — она вынесена из устройства на кабеле. На зарядку шлема потребуется около двух часов, примерно столько же он сможет проработать автономно.
Несмотря на удивительные технические характеристики девайса, многие представители СМИ и блогеры, испытавшие АR-шлем, сходятся во мнении: Vision Pro — не самое функциональное устройство, а, скорее, просто впечатляющая игрушка. Некоторые обозреватели даже поднимают экзистенциальные вопросы, касаясь темы высоких технологий. Для них новый продукт Apple — повод задуматься о тщетности человеческого интеллекта перед фундаментальной разобщенностью людей.
Например, главный редактор американского онлайн-издания о компьютерной технике The Verge Нилай Патель на страницах своего издания высказался о новинке так: «…использование Vision Pro — это очень одинокое занятие? Вы переживаете опыт, в котором никто другой не может принять участие. После некоторого использования Vision Pro я пришел к тем же выводам, о которых Тим Кук так долго говорил: гарнитуры по своей сути изолируют людей друг от друга».
Сейчас в США девайс с памятью на 256 Гб можно приобрести за 3499 долларов. А в России Vision Pro появится только в начале весны. Ее стоимость будет зависеть от курса доллара, колебания цен на транспортировку и других факторов, которые сложно спрогнозировать. В торогово-логистической компании CDEK.Shopping предполагают, что цена за шлем достигнет полумиллиона рублей — версия с 256 Гб встроенной памяти будет стоить 487 тысяч рублей, с 512 Гб — 516 тысяч рублей, а с 1 Тб — 544 тысячи рублей.
Продавать Vision Pro в России будут магазины «М.Видео-Эльдорадо» и компания МТС. МТС уже открыла предзаказы.
Подготовил Алексей Черников