Генеральный директор АСИ Светлана Чупшева: Сейчас формируется огромный спрос на российскую продукцию
Конкурс «Знай наших» проводится в 2024 году уже во второй раз. Какие инструменты поддержки, по вашим наблюдениям, особенно интересны участникам и показывают максимальную эффективность?
Самый большой запрос со стороны конкурсантов касался выстраивания понятной системы поддержки — образовательной, информационной и маркетинговой. Изначально мы думали, что предприниматели будут говорить только про финансовую помощь, однако конкурс показал, что деньги — это, конечно, важно, но намного важнее — помощь в продвижении. Кто-то не мог попасть на полки, потому что многие западные компании достаточно агрессивными способами их занимали. Многие хотели стать участниками форумов, кому-то был важен наставник, кому-то — реклама. Конкурс брендов стал ответом на все эти запросы.
Партнеры конкурса обеспечили победителям бесплатное участие в выставочных мероприятиях, организовали обучающие программы, предоставили рекламные и маркетинговые возможности и открыли доступ в торговые сети и основные интернет-магазины — OZON и Wildberries. Благодаря этому российские бренды на электронных торговых площадках увидели десятки миллионов человек, что вызвало потребительский интерес и к другим отечественным производителям, не участвовавшим в конкурсе. В прошлом году только на одной из площадок интернет-торговли более 220 тысяч предпринимателей продали товаров российского производства на сумму почти в триллион рублей.
Победители первого конкурса выступили героями нашего совместного с Первым каналом проекта — телешоу «Наше всё». Камчатский бренд одежды «Береги», транслирующий заботу об экологии, стал официальным партнером Всемирного фестиваля молодежи в 2024 году. Кстати, на выставке-форуме «Россия», проходящей на ВДНХ, этот бренд тоже пользуется популярностью. Другой российский предприниматель, производитель ЖК-дисплеев «Некс-Т», получил инвестиции, благодаря чему в октябре 2023 года началось строительство первой в России линии серийного производства LCD-матриц больших диагоналей. А еще при поддержке Минцифры мы рассказали о конкурсе и его победителях через портал «Госуслуги», после чего посещаемость сайтов наших брендов выросла в три раза. Благодаря таким комплексным мерам поддержки выручка брендов-победителей в среднем поднялась более чем на 50%.
Внушительный список партнеров первого конкурса в этом году даже расширился. К проекту присоединились ведущие российские компании, которые учредили свои спецноминации и призы. В чем состоит их интерес?
Маркетплейсы сегодня говорят о том, что их прибыль напрямую зависит от растущего количества продавцов и от того, созданы ли для развития бизнеса этих новых предпринимателей комфортные условия. Поэтому площадки интернет-торговли готовы подключаться к нашей работе по продвижению брендов-победителей конкурса, запускать специальные витрины для их товаров, организовывать эксклюзивные вебинары по работе на площадке. Для маркетплейсов наша общая работа — это выстраивание прочной платформы для развития своего бизнеса. Им выгодно сотрудничать с нашими предпринимателями, которые не уйдут с рынка из-за внешних решений зарубежных конкурентов и точно выполнят свои обязательства.
Торговым сетям партнерство с нами интересно по той же причине — они занимают новые площади, расширяются в регионах, активно двигаются на Дальний Восток и тоже говорят о том, что им нужны российские бренды.
Сейчас формируется огромный спрос на российскую продукцию, маркетплейсы и крупные торговые сети это прекрасно видят. Кстати, на Санкт-Петербургском экономическом форуме глава АНО «Диалог» Владимир Табак приводил результаты социального исследования об отношении россиян к отечественным брендам. Оказалось, что 79% наших сограждан потребляли продукцию зарубежных производителей, которые ушли с рынка, но 77% опрашиваемых хотят, чтобы на замену пришли наши бренды, чтобы они были качественными и разнообразными.
По каким критериям оцениваются конкурсанты?
Мы нацелены на поддержку малого и среднего бизнеса, растущих брендов, предпринимателей, которые уже успешно работают в своем городе, в своем регионе, но нуждаются в определенной помощи, чтобы выйти на новый уровень. Кандидаты должны показать нам устойчивые темпы роста и высокий уровень локализации производства — это и есть основные критерии для оценки. Мы рассматривали заявки таких конкурсантов по пяти направлениям: «Продукты и питание», «Потребительские товары», «Креатив», «ИТ», «Высокие технологии».
В прошлом году на конкурс поступило около пяти тысяч заявок. Сколько предпринимателей стали финалистами и сколько просто получили поддержку?
Победителями стали более 30 российских компаний. А среди всех участников конкурса мы выделили наиболее перспективных и сформировали базу брендов — это около 1200 компаний. У такого предприятия темп роста и локализация производства должны составлять более 10%, также для занесения в базу у компании должен работать сайт или постоянно обновляться аккаунты в социальных сетях. Информацию о перспективных брендах мы отправили напрямую в торговые сети и маркетплейсы для их дальнейшего сотрудничества.
Расскажите о наиболее интересных проектах, которые попадали на конкурс.
Конечно, самые интересные — это все наши победители, то есть более 30 брендов в разных номинациях. Но было и множество других интересных участников. Огромное количество заявок мы получили в номинации «Одежда». Например, бренд «MYSIBERIA», изготавливающий футболки, которые очень активно покупаются в регионах Сибири. Или бренд «Тортуга» из Санкт-Петербурга, который предлагает одежду для любителей активного образа жизни — профессиональных спортсменов, серферов. Было сложно поверить, что спортивный рынок будут так активно занимать российские бренды, но тем не менее это происходит.
А в Воронеже и Хабаровске есть уже сформировавшиеся бренды, которые занимаются анимацией. Мультфильмы хабаровской студии «Мечталет», например «Спина к спине. Приключения рюкзачков», сейчас становятся популярны — очень рекомендую посмотреть.
Отдельно хочу отметить участников в категории «продукты питания». Не так давно на рынке появились шоколадные конфеты «Ко-Ко» — яркий пример того, как российская компания должна упаковывать, продвигать и продавать продукт. Это именно то, что нужно уметь сегодня многим нашим брендам, — не просто создать хороший продукт, а суметь его упаковать и продвинуть. Победителей нашего конкурса, заявки на который можно подавать до конца января, как раз этому и учат.
Беседовал Алексей Черников