Цифровой художник Кирилл Рейв: Изобретения наследуют черты своих авторов
Кирилл Рейв — цифровой художник, который считает свои инсталляции в дополненной реальности способом привнести новый эмоциональный опыт в восприятие окружающей среды и показать, что творчество — это форма коммуникации. В рамках выставки в VS Gallery автор соединит работы разных лет: видео, скульптуру, пластификации (особая технология нанесения акрилового пластика на фотоснимки) — в смысловой и физический лабиринт.
Изображение «Head Red 001 / Голова Красная 001»
Изображение аватара в глитче (применительно к программному обеспечению и компьютерным технологиям глитч — это непредвиденное изменение в поведении системы, неожиданный, незаложенный эффект. — Прим. ред.) нейросети. Экспериментальная работа с нейросетью, которая должна была установить связь между базой данных и моими произведениями, созданными в течение последних десяти лет. Я понял, что простой запрос нейросети создает работы, которые мне не принадлежат. Так появилась новая практика по установлению связи с изображениями, созданными при помощи нейросети: имеет она ко мне отношение или нет. Эксперимент удался. Я нашел новую абстрактную форму глитча — бионическую. В данном случае похожую на грибы.
Видео «Towards new energy. Blue version / Навстречу новой энергии. Синяя версия»
Современные технологии не только продлевают человеческую жизнь, но и уплотняют ее событиями. Ускоряются все процессы. Энергия помогает человеку достигать более высоких результатов. Прогресс не остановить, общество обречено постичь новую энергию, чтобы затем постичь сверхновую.
Зацикленное видео изображает полет к световому взрыву, из которого рождается новый мир, — виток от одного большого взрыва до другого. Синий цвет символизирует виртуальную реальность — цвет интернета, гиперссылок.
Скульптура «Skull of Civilization / Череп цивилизации»
Особый интерес для меня представляет альтернативная теория происхождения живых организмов на Земле. В моей фантастической реальности жизнь пришла на Землю из космоса. С другой стороны, по моему мнению, теория Дарвина, несмотря на все ее противоречия, также кажется убедительной, однако мы постоянно сталкиваемся с проблемой недостаточности и фрагментарности данных. Археология, несмотря на высокую степень объективности, оставляет много места для спекуляций.
На этой проблеме основана концепция данной работы. Я реконструировал череп древнего человека (Homo erectus georgicus, датируется возрастом 1,77 млн лет, из Музея естественных наук в Брюсселе). В ходе работы я усмотрел красивую визуальную рифму между утратой данных в цифровом мире и физическом. И потому заменил утраченные части черепа эффектом глитча, то есть сбоем, помехами, случающимися, когда носитель не может передать полноценную информацию визуализирующей машине.
AR-объект «Stuck / Застрявший»
Впервые столкнувшись с пандемией, я стал сомневаться в значимости материального мира. Казалось, что простые человеческие объятия и прикосновения, а также массовые мероприятия становятся новой роскошью. Привычные ценности начали меняться. Одновременно хотелось надеяться, что все будет как раньше. Хотелось выйти за рамки привычного и приспособиться к новым условиям.
Эта скульптура в дополненной реальности — по-моему, самый актуальный сейчас образ, блуждающий между мирами человек. Он не потерял актуальности, поскольку я по-прежнему чувствую себя застрявшим: человечество не победило эпидемию, напряжение в обществе увеличилось, жестокости стало еще больше. Будущее невозможно предсказать, и теперь эти комнаты, как и сама галерея, стали для меня необходимой глубиной — убежищем.
VR-сцена «Ruins / Руины»
Изобретения воплощают не только современные технологические мечты, но наследуют черты своих авторов. Жизнь каждого человека — это череда ошибок. Желание обогнать конкурентов, стать первым — обычные страсти, которые создатель передает любой цифровой технологии, любому изобретению. Этот уникальный персональный код будет найден потомками в самых далеких уголках метавселенной.
Цифровые руины — фрагмент гипнотического места, созданный из переработанных воспоминаний. Сломанный простейший фрактал Менгера обрел сакральное значение, подобно Стоунхенджу, к которому нельзя прикоснуться (до 1977 года туристы могли заходить внутрь комплекса и прикасаться к камням, но из-за эрозии плиты начали разрушаться, и доступ к памятнику был закрыт. Исключение — день летнего солнцестояния, когда на территории Стоунхенджа проводится фестиваль. — Прим. ред.), но хочется возвращаться снова и снова. Бинарным кодом он изображает слияние идеального и сломанного, нового и устаревшего — технологий, которые мы больше не в силах поддерживать. «Мусор», из которого способна родиться новая жизнь — самостоятельная, спонтанная, контркультурная.