Лучшее за неделю
4 января 2024 г., 10:00

Китайский новый год на российских дорогах. Что ждет автомобилистов в 2024 году

Читать на сайте
Ora 03 GT
Ora 03 GT Фото: пресс-служба Great Wall Motor

Пора учить иероглифы? Если коротко подводить итоги года — дружественные товарищи «китайцы» представлены почти во всех секторах официального рынка легковых машин. Разве что нет у импортеров из Поднебесной простых и доступных массовых внедорожников, какими сильны АвтоВАЗ и УАЗ, а еще — универсалов, кросс-версий с увеличенным клиренсом и спортивных вроде семейства Lada Vesta.

В целом же активность Китая — лавинная. Руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов еще год назад, выступая на заводе «Лада Ижевск», предположил, что будет крайне непросто конкурировать с импортом made in China в открытую, без господдержки. Заметьте, непросто даже при намеченных инвестициях в 45 миллиардов рублей на развитие вазовского модельного ряда. Китайские новинки, образно говоря, объедут эту гору денег по пути к покупателям быстрее, чем ее начнут тратить в пользу отечественного продукта. Да АвтоВАЗ уже и сам зависит от Китая. Сборку «Весты» удалось возобновить благодаря замене некоторых попавших под санкции комплектующих на альтернативные «чайна-варианты».

Очередной козырь вазовцев — свежая Lada Vesta Sportline. У нее заниженная и жесткая подвеска, улучшенные тормоза и форсированный мотор от Granta Sport. Кстати, семейству Vesta вернули двигатель 1,8 литра
Очередной козырь вазовцев — свежая Lada Vesta Sportline. У нее заниженная и жесткая подвеска, улучшенные тормоза и форсированный мотор от Granta Sport. Кстати, семейству Vesta вернули двигатель 1,8 литра Фото: пресс-служба Lada

Как отреагировал на великое китайское «нашествие» авторынок? Положительно. Официальные продажи выросли. Согласно данным компетентного аналитического агентства «Автостат», легковой сегмент за 11 месяцев по сравнению с прошлым годом показал увеличение на 65% — куплены 939 254 машины. 

Лидирует, разумеется, Lada. По результатам конкретно за ноябрь, распроданный вазовцами тираж достиг 32 651 единицы. А далее в пятерке ведущих игроков китайские марки: Haval (14 400), Chery (11 316), Geely (10 551) и Changan (6 609). Успешными оказались Omoda (4129), Exeed (4096) и Tank (1868). Рады за состоявшихся владельцев. Ведь средний ценник в легковом сегменте поднялся, и для многих россиян цифры в прайсах перешли в разряд абстрактных величин. Бюджетных иностранных предложений не найти в принципе. Дешевле всего из иномарок седан Changan Alsvin. Но сколько времени он удержится на таком ценовом уровне?

Самым дорогим китайским автомобилем в России должен стать внедорожник M-Hero в электрической и гибридной версиях, всеми управляемыми колесами, пневмоподвеской и шикарным оснащением
Самым дорогим китайским автомобилем в России должен стать внедорожник M-Hero в электрической и гибридной версиях, всеми управляемыми колесами, пневмоподвеской и шикарным оснащением Фото: пресс-служба M-Hero

И не импортом единым — китайцы в темпе принялись ковать свое железо на производствах внутри России. Возрожденная столичная фабрика «Москвич» собирает из комплектов фирмы JAC компактный кроссовер «Москвич 3» и лифтбек «Москвич 6», а вскоре присоединится кроссовер «Москвич 5» среднего формата. Калининградский завод АВТОТОР взял на конвейеры сразу три бренда — Kaiyi, BAIC и SWM, с кроссоверами, седанами и внедорожником, итого 12 моделей. Липецкий «Моторинвест» делает электромобили Evolute — седан, кроссоверы и минивэн. О собственном российском предприятии задумались в офисе Livan. 

Правда, электрические авто наша аудитория по-прежнему воспринимает без особого интереса. Эффективная и удобная эксплуатация зависит от многих переменных, особенно зимой. Сеть зарядных станций ширится медленно, а стоят электрокары прилично.

Поэтому упомянутые Evolute разошлись скромным числом 1795. Батарейный «Москвич 3е», вероятно, закончит год с объемом в 1500. Дорогих электроверсий Voyah удалось продать 612. А бренд Skywell, для которого разработка автомобиля как такового — первый и, увы, не слишком удачный опыт, потерпел электрофиаско — 188. Гибридные подзаряжаемые модификации тоже пользуются умеренным спросом, их выгода неочевидна. Россия безусловно предпочитает традиционные двигатели внутреннего сгорания.

В абсолютном российском зачете по электрокарам впереди с отрывом бренд Zeekr — 2752 автомобиля
В абсолютном российском зачете по электрокарам впереди с отрывом бренд Zeekr — 2752 автомобиля Фото: пресс-архив Zeekr

Хотя недавно под эгидой представительства Great Wall Motor дебютировала эффектная электрическая Ora 03 (на заглавном фото). Хетчбэк в духе модного ретро, убедительно оснащенный и с отменными «активными» настройками ходовой части. Знакомо? Правильно, Ora вторит яркому формату Mini. А внешне смахивает и на Porsche. Полагаем, стильная штучка привлечет внимание молодежи и, глядишь, укрепит позитивное отношение к электромобилям.

Рынок в целом постепенно привыкает к присутствию китайцев, и клиенты строят в умах прокитайскую систему ориентиров и координат. Был седан Toyota Camry — на его позицию прикидывают соразмерный Chery Arrizo 8. Был лифтбэк Skoda Octavia — его вроде бы неплохо замещает Changan Uni-V. Был внедорожник Jeep Wrangler — а сейчас его очень напоминает BAIC BJ40.

Среди пикапов особняком Dongfeng DF6 — лицензионный двойник грузовичка Nissan Navara. Чистый олдскул, дизели, коробка-автомат, полный привод и откровенно бедные комплектации. Посмотрим, сработает ли безмерно уважаемое в России японское происхождение
Среди пикапов особняком Dongfeng DF6 — лицензионный двойник грузовичка Nissan Navara. Чистый олдскул, дизели, коробка-автомат, полный привод и откровенно бедные комплектации. Посмотрим, сработает ли безмерно уважаемое в России японское происхождение Фото: пресс-служба Dongfeng

Ниша премиум-седанов — и та пустовала недолго, ее занял пафосный Hongqi H9. А мегаэлектрокроссовер Hongqi E-HS9 вовсе трактуют а-ля «китайский Rolls-Royce Cullinan». Престижнее изготовителя «Хончи» в Китае не существует, эти автомобили с 1960-х годов вплоть до недавних пор возили исключительно первых лиц правительства. Но и в других китайских компаниях искренне убеждены, что освоили высокий жанр. Значит, богатых машин приедет больше. 

В следующем году готовимся ориентироваться в наплыве брендов — они добавляются и добавляются. Из последних — Jetour и Jaecoo. На очереди — опять-таки премиальные — кроссоверы Wey. Скоро появятся нехитрые мини-кары Tiggo.

У компании «Моторинвест» много планов. В следующем году она представит семь кроссоверов и один внедорожник
У компании «Моторинвест» много планов. В следующем году она представит семь кроссоверов и один внедорожник Фото: пресс-служба «Моторинвест»

Конечно, мы за разнообразие. Китайский ассортимент в основном довольно однородный. Кроссоверы — чаще с моноприводом, седаны, бензиновые турбомоторы по 1,5–2 литра, коробки-роботы и вариаторы, рули с усеченными ободами, а то и овальные, высоко установленные кресла с коротковатыми подушками в расчете на малорослых водителей, сложночитаемые цифровые приборы, спорные сенсорные кнопки, непременные тачскрины с лабиринтами меню, пресные ездовые качества…

Ладно, пусть. Обиднее, что модели через раз сыроваты — вызывают вопросы и к работе техники, и к эргономике. По словам дистрибьюторов, в Китае учитывают пожелания, готовы дорабатывать и адаптировать конструкции. Прекрасно. Но чтобы сделать окончательные выводы о китайской надежности, нам в любом случае понадобится минимум пара-тройка лет.

Дистрибьюторы внедорожников Tank намереваются со временем представить в России всю гамму. На фото — Tank 400
Дистрибьюторы внедорожников Tank намереваются со временем представить в России всю гамму. На фото — Tank 400 Фото: пресс-архив Tank

Автомобиль-2023? Пожалуй, выберем Tank 300. Харизматичный, универсальный, комфортный на шоссе и героически проходимый на бездорожье. Классика рамной конструкции сочетается с передовыми электронными системами. Ничего подобного конкуренты не предлагают. Образовалось целое сообщество поклонников «Тэнка» — это первый в стране пример возникновения субкультуры вокруг китайского автопродукта.

И напоследок представим, что в Китае не имелось бы развитой автомобильной промышленности. Каким был бы сейчас российский авторынок? Вернее, каким не был бы. Меж тем жизнь продолжается. Согласитесь — позитив. Так что с китайским нас новым годом.

Автор: Александр Катаев

Обсудить на сайте