«То самое место». Как создать удобное общественное пространство для подростков
Подростки зачастую проводят время в непредназначенных для досуга пространствах: детские площадки уже не подходят для них, поэтому выбор падает на лавочки в парке, гаражи, стройки, заброшенные здания. Участники фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город» задались целью вместе с командой профессионалов создать для них «то самое место».
Работа над проектом проводилась с июля 2023 года. Бюро MAParchitects предложили участникам команды «Стрит-арт культура: новое пространство для подростков» поработать над созданием адаптивного места, в котором подростки могут попробовать развиваться в самых разных сферах. Свои исследования участники презентовали на финальной выставке года, которая прошла в Музее архитектуры им. А. В. Щусева. На стенде MAParchitects представили и настольную игру-бродилку «Путь домой», и макеты локаций. Все проекты были продуманы исходя из научных данных и с учетом пожеланий самих подростков. К общению с разными экспертами команду подтолкнула тема года фестиваля, «Ре-формация социального». Потому что сугубо архитектурный бэкграунд, по словам участников, не позволил бы им раскрыть эту тему непредвзято и обосновано.
«Мы начали со сбора команды, это был долгий, но интересный процесс, — рассказывает Наталия Порошкина, главный архитектор бюро MAParchitects. — Так мы привлекли создателя проекта “Улица Детства” Валерию Асафову, куратора и разработчика ведущих социокультурных программ Любовь Гурарий, соорганизатора сообщества “Счастливые” в Ярославской области Наталию Чагину, доцента кафедры социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Викторию Баранову, а также социолога, доцента МПГУ Любовь Борусяк. Мы собрали сильную междисциплинарную команду для работы над нашим проектом, благодаря чему и смогли провести качественное исследование».
Выбор подростковой темы, по словам кураторов, был связан с тем, что эта проблематика интересовала бюро всегда, но не было возможности раньше поучаствовать в данном вопросе в таком большом масштабе. Команде хотелось действительно понять современных подростков и увидеть в ходе исследования, чего им самим хочется, чего для них не хватает в городах.
Потребности подростка
При разработке проекта команда начала с исследования и теории. В этом им помогала Виктория Баранова, доцент кафедры социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Подростковый период развития человека действительно сложный и противоречивый возраст, как отмечает специалист. Прежде всего, для самого подростка. Сравнение себя со взрослыми позволяет подростку утвердиться в том, что между ними нет различий: он предъявляет требования к окружающим о признании его взрослым, а, следовательно, о том, что он обладает такими же полноценными «взрослыми» правами. Но поскольку равного положения со взрослыми подросток занять еще не может, преобладающим для него является сообщество ровесников, которое определяет новую социальную ситуацию развития и ведущий тип деятельности — общение со сверстниками. «Деятельность общения имеет огромное значение для формирования личности, самосознания, для освоения общественных норм и человеческих ценностей, понимания отношений доверия и взаимопонимания, для проработки своего представления о будущем, — объясняет Виктория Баранова. — Но подростки не живут вне реального пространства. И вопрос о том, где же есть место подростку, много лет волнует специалистов. Этот вопрос являлся одним из основных в нашем проекте».
Команда проекта провела полевое исследование, собрали у подростков московских школ № 91 и № 548 информацию о том, что связывает подростка и городское пространство. Ребятам показывали 10 существующих общественных пространств с разной функцией, и они выбирали среди них те, которые им нравились больше, и объясняли, почему. К удивлению команды, единого мнения у подростков не было и результаты получились совершенно разные. Исследования показали, что подростки разного возраста — старшая группа 15–17-ти лет и младшая 12–13-ти лет — имеют разные потребности в городском пространстве. «Младшие активно осваивают свой район, а старших вдохновляют улицы, районы, скверы центра Москвы. У старших более четко сформировано представление о своих любимых местах в городе. Младшие же сфокусированы на местах, в которых учатся и живут. Старшая фокус-группа стремится к уединению, в то время, как для младшей свойственен интерес к общению», — рассказывает Виктория Баранова.
Какие проекты представили исследователи
По итогам изучения материалов по теме и интервью, команда разработала несколько видов пространств для подростков на любой вкус. Сначала была сформулирована типология подходящих для подростков мест:
- Уединенная локация — место для одного человека или небольшой компании;
- Пространство на высоте — укрытие, где ты видишь всех, а тебя никто не видит;
- Мост — место с хорошим видом, не обязательно через реку;
- Кружок — теплый павильон, где можно собраться компанией, провести мастер-класс или лекцию;
- Место, куда можно залезть, — объект с различными площадками;
- Место наблюдения за природой, место отдыха на воде, длинный стол — уличная мебель для небольших компаний;
- Заброшка — место, которое можно трансформировать под различные цели.
Далее по типологии команда спроектировала модели девяти архитектурных объектов.