5 отличий сериала «Слово пацана» от одноименной книги Роберта Гараева
Социологический научпоп
Книга Гараева — нон-фикшн, и это, пожалуй, главное отличие от сериала, который не претендует на документальный статус. Ее автор, который сам некоторое время состоял в группировке «Низы», берет интервью у участников уличных банд, очевидцев, представителей властей, ссылается на исследователей казанского феномена и, конечно же, на свой опыт. По сути, книга Гараева — живо написанное социологическое исследование. «Слово пацана. Кровь на асфальте» — игровое кино с вымышленными персонажами. Но у них тем не менее есть реальные прототипы. Их сценаристы как раз взяли из книги.
Исторический контекст
События сериала охватывают 1980-е, на которые пришелся расцвет «дележа асфальта» в Казани. Однако книга описывает казанский феномен шире. В сериале у некоторых пацанов открытая неприязнь к воровской контркультуре, между «улицей» и блатным миром существует четкая граница. Книга же охватывает и период 90-х, когда улица была отравлена арестантскими понятиями — а еще тяжелыми наркотиками. Темы наркотиков в сериале тоже нет, потому что их распространение началось позже.
Зато в сериале есть флешбэки с культовыми замесами 1970-х, где фигурировала группировка «Тяп-Ляп». Герои вспоминают уличные войны в эпической, практически летописной манере. В книге периоду зарождения банд отводится гораздо больше внимания. Полезно прочитать книгу после просмотра сериала, чтобы больше узнать о легендарных схватках «за асфальт», которые вспоминают герои.
Государства внутри государства
Важная часть книги — рассуждения Гараева о причинах появления казанского феномена. Конкретного ответа нет, его не могут дать ни участники группировок, ни исследователи. Основной тезис автора: группировка — это квазигосударство со своим сводом законов, «международными отношениями», налогами и социальными лифтами. Иными словами, если ты «чушпан», у тебя нет «гражданства». Если ты с улицей — у тебя есть гражданские права и обязанности, но главное — ты под защитой «своих». Пацанская неписаная конституция обязывает членов группировки вписываться друг за друга — всё по канонам мушкетеров.
В сериале государство находится в таком турбулентном состоянии, что несовершеннолетние мальчишки с улиц пытаются создать свои собственные политические единицы. И они действительно кажутся более жизнеспособными, чем Советский Союз в конце 80-х.
«Здесь скоро всё совсем иначе будет — у нас Америка наступит», — говорит о переменах в обществе один из главных героев Вова Адидас.
КГБ и «Голос Америки»
Сериал практически полностью деполитизирован. Он затрагивает темы холодной войны, афганской кампании и перестройки, но только в общих чертах. В книге же политический контекст рассматривается достаточно подробно. Одна из гипотез, объясняющих невероятную популярность группировок, — попытка КГБ использовать их для подавления других групп населения: панков, рокеров, хиппи, евреев и прочих «западных агентов влияния».
Бить дубинками протестующих в середине 80-х уже неприлично, все-таки гласность в стране. Поэтому государство активно использует маргинальные группы для борьбы с другими маргинальными группами. Один из самых ярких примеров — субкультура люберов. Патриотически настроенные любители культуризма, который в СССР не поощрялся, с подачи властей разгоняли неофашистов, панков и прочих политически нелояльных граждан с улиц Москвы. Нечто похожее было и в Казани. По словам очевидцев, казанские группировки могли объединиться, если чувствовали экзистенциальную угрозу. Так было, когда в городе пустили слух о панках из западной части Советского Союза, которые должны были приехать в Казань на поезде в день рождения Гитлера. Ничего подобного не произошло, но мобилизованы были и представители правопорядка, и улицы. Есть версия, что спецслужбы пустили слух намеренно, для проверки реакции группировок.
Из сериала совсем непонятно, что о казанском феномене думали за пределами Татарстана. А это было достаточно заметное явление в эпоху гласности. Криминальную сторону освещала не только «Вечерняя Казань», но и федеральные СМИ. Более того, о казанских группировках узнали и в западных странах. «Голос Америки» регулярно освещал казанские события, но апогеем стала статья в The New York Times.
Пацанские понятия, структура банд и гендерный вопрос
Многие справедливо хвалят сериал за внимание к деталям. Базовые знания о пацанских понятиях зритель получает с первых минут и с каждой серией все больше погружается в структуру пацанского сообщества: узнает, как формировалась вертикаль власти, какие применялись экономические практики и как были устроены политические отношения между группировками. Разумеется, в книге этим аспектам уделяется больше внимания.
В сериале не в полной мере раскрыты гендерные отношения. Из книги мы узнаем, что женщины в таких маскулинных сообществах находятся в подчиненном положении: девушек называют «бабами», и пацаны должны быть в ответе за своих баб. «Ходить с бабой» — то есть состоять в отношениях — можно, только если она девственница. Пожалуй, лишь последний аспект в сериале раскрыт достаточно широко. В книге появляется тема девушек-группировщиц, которых в городе называли «матрешками». Женские группировки, или «бабские конторы», — отдельное явление на улицах криминальной Казани. По масштабу они уступали мужским. Кроме того, многие «бабские конторы» были организованы пацанами. Причем Гараева уже давно интересуют женские уличные группировки, и, вероятно, вскоре можно ожидать отдельную книгу на эту тему.
В книге подчеркивается, что казанский феномен не был настолько уникальным явлением, как его принято преподносить в СМИ. Территориальные группировки образовывались по всему Советскому Союзу. Помимо Татарстана, наиболее опасными городами считались подмосковные Люберцы, украинский Кривой Рог с «бегунами» — подростками из группировок, которые совершали набеги на вражеские территории, Улан-Удэ, Алматы, Дзержинск, Ульяновск, Ростов. Однако казанские группировки выделялись масштабом и стремлением к экспансии.
«Филиалы в других городах были нужны для освоения географически удаленных экономических активов, однако татарстанские пацаны при делах, оказываясь в других уголках нашей необъятной страны, в пылу собственного миссионерского запала могли собрать местных и обстоятельно объяснить иногородней молодежи, как сейчас живут пацаны и почему надо жить именно так, а не иначе», — Роберт Гараев, «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х».
Книга Гараева — великолепный сборник материалов для тех, кому небезразлична тема казанского феномена. Особенно интересно подмечать, как реальные истории, рассказанные героями книги, используются в сериале. Сериал Жоры Крыжовникова и книга Роберта Гараева — две независимые культурные единицы, которые под разным углом рассматривают по сей день важную для России тему подростковой преступности.