Как добиться устойчивого развития бизнеса? Отвечают эксперты
В экспертный совет номинации «Бизнес» в 2023 году вошли генеральный директор проекта «Сноб» Марина Геворкян, генеральный директор Better (входит в Okkam) Владлен Заморский, руководитель КСО «Национальная медиа группа» Мария Залунина, академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ретейле» Высшей школы бизнеса ВШЭ Александр Лебедев, руководитель социальных проектов «Яндекса» Илья Шаров, программный директор E+ Change Софья Попова и директор по развитию АНО «Национальные приоритеты» Григорий Новиков.
Участники экспертного совета сошлись во мнении, что в последние несколько лет устойчивость достигается не только благодаря сохранению и масштабированию уже существующих практик в разных областях, но и с помощью своевременной антикризисной политики, например локализации и ребрендинга компании.
Марина Геворкян, издатель медиапроекта «Сноб»
Номинация «Бизнес» существует в рамках нашей премии уже более десяти лет. За это время, и в особенности за последние несколько лет, страна много раз менялась, менялся бизнес и мы сами. Наша задача сейчас — в реалиях 2023 года отметить компании, которые даже в таких суровых условиях планируют свое развитие на многие годы вперед.
Владлен Заморский, управляющий директор Better by Okkam
В нашем понимании устойчивость cегодня складывается из двух слагаемых. Первое — это долгосрочная устойчивость, то, что традиционно понимается как sustainability: баланс между потребностями настоящего и будущего, проактивность, готовность, предвосхищение, предотвращение и стабильное развитие как норма. Глобально идея — вести бизнес так, чтобы нашим детям жилось не хуже, а лучше, чем нам.
Второй тип — resilience — антикризисная, шоковая устойчивость, умение компании в экстремальных условиях держать удар, быстро реагировать и восстанавливаться, учиться, адаптироваться под новые обстоятельства и идти дальше, несмотря на хаос, потрясения и турбулентности.
Друг без друга эти два типа устойчивости существовать не могут, и актуальные кризисы показывают, насколько важны оба этих измерения для устойчивого развития и всех его стейкхолдеров. Важно сделать видимыми для широкой аудитории те проекты и бизнесы, которые эту системную устойчивость демонстрируют.
Мария Залунина, руководитель КСО «Национальная медиа группа»
Для меня залог устойчивого развития — это внимание, которое компания уделяет человеку. Не только потребителю, но и подрядчику, контрагенту, сотруднику, доставщику, вообще всем участникам рабочего процесса.
Александр Лебедев, академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ретейле» Высшей школы бизнеса ВШЭ
Для меня критериев устойчивого развития всего три. Во-первых, у кейса или бизнеса должен быть конкретный выгодополучатель. Во-вторых, компания должна предлагать инновации, принципиально новые способы решения проблем. В-третьих, важно, чтобы бизнес принимал участие в экологических и социальных проектах, которые напрямую связаны именно с его профильной отраслью. Условно, если авиаперевозчик для компенсации углеродного следа, который оставляют самолеты, будет сажать деревья, — это, конечно, прекрасно, но немного не по теме.
Илья Шаров, руководитель социальных проектов «Яндекса»
Возможность участия сотрудников и пользователей компании в ее социальных проектах и инициативах — одно из ключевых условий устойчивого развития компании и бренда. Мы точно знаем, что и для пользователей, и для партнеров сервиса очень важно чувствовать себя полноправными участниками наших благотворительных программ. Это возможно, когда компания прозрачная, а к бренду есть высокий уровень доверия и лояльность. Вместе с этим важно учитывать запросы и потребности как сотрудников компании, так и общества вокруг: создавать образовательные программы, инвестировать в науку и новые кадры.
Софья Попова, программный директор E+ Change
Я могу выделить три фактора, которые лежат в основе устойчивого развития любой компании. Первый — это устойчивость в самом прямом смысле слова, то есть крепкий фундамент из финансовых, человеческих, технологических и других ресурсов. Без этого фундамента невозможно построить ни один системный социальный или экологический проект, так как компания будет испытывать постоянный голод из-за отсутствия проработанных базовых операционных процессов и превращать ESG-инициативы в местечковую малоэффективную доброту и волю случая. Вопрос social impact и возврата инвестиций ESG-проектов всегда начинается с классического input, который может дать компания.
Второй — готовность бизнеса рискнуть выстроенными процессами и определить для себя, где он является частью создания дисбаланса: бренд как часть проблемы и как часть решения этой проблемы, и в результате изменить свой подход к ведению деятельности. Например, проблема: высокий уровень выбросов СО2. Решение: сокращение и локализация цепочки поставок, использование электрокаров в логистике и так далее.
Третий фактор — открытость в коммуникации. Иногда мы выигрываем от каких-то проектов, а иногда учимся. Тот бренд, который много работает и рассказывает о результатах ESG-проектов, будет вызывать большую симпатию и лояльность потребителей. Также это отличная база для образовательного маркетинга и еще один предлог поговорить со своей ЦА.
Григорий Новиков, директор по развитию АНО «Национальные приоритеты»
Цель государства в устойчивом развитии — преодолевать инертность и рутину. Бизнес и люди часто стремятся оттянуть изменения. Переход в реальном времени на новую модель производства, дистрибуции, утилизации, маркетинга, так же как ценовая чувствительность, покупательские и потребительские привычки, — это вызов, риски и новые обязательства, которые ставят ту самую устойчивость под сомнение.
Государство живет в другом ощущении времени. Оно не столько думает про сегодняшний день, сколько задает точки отсчета на десятилетия. Оценивает «атмосферу» в обществе, реальную значимость тех или иных проблем для всей экономики, возможности бизнеса, технологический прогресс. И говорит всем нам, в какой момент мы будем готовы и начнем жить в новой реальности.
Другими словами, бизнес и люди обозначают проблемы и задают тренды, находят гипотезы или решения, а государство выступает драйвером для внедрения этих изменений в жизнь всей страны. Роль АНО «Национальные приоритеты» — сделать близким и созвучным видение общества, предпринимателей, предприятий и государства, поэтому для нас так важно видеть и подчеркивать проекты, которые не ждут изменений и идеальных условий, а создают их сейчас.
Подготовил Егор Спесивцев