Лучшее за неделю
8 декабря 2023 г., 14:38

Николай Цискаридзе: «Мой театр. Книга вторая». Фрагмент из автобиографии

Читать на сайте
Издательство: АСТ

В 1993 году я впервые приехал на гастроли в Лондон. Один из зрителей подарил мне большой букет цветов и открытку с эскизом Л. Бакста к балету М. Фокина «Синий бог». На ее обратной стороне было написано, что я — живое воплощение этого эскиза, и пожелание мне эту роль исполнить. Я только отпраздновал свое 19-летие. Конечно, я знал, что «Синего бога» танцевал Нижинский, что балет Фокина провалился, а его хореография оказалась утерянной. Про себя подумал: ха, ха, ха… 

И, когда Андрис Лиепа, через столько лет, заговорил со мной о постановке «Синего бога», я подумал — нереально. Оказалось, что сначала Андрис пытался сделать этот балет для себя, не вышло; потом для Ф. Рузиматова, опять не вышло. А у меня с труппой Кремлевского балета получилось… Ставить спектакль пригласили английского хореографа Уэйна Иглинга. Уже делались декорации, шились костюмы, а партитуры музыки Р. Ана не было и в помине. Из-за дележки наследства между родственниками композитора, ноты оказались намертво заперты в сундуке на чердаке какого-то дома. А у труппы Кремлевского балета уже был подписан контракт на гастроли в Париже и в Лондоне, потому что надвигалось 100-летие «Русских сезонов», собственно, Андрис к нему и хотел выпустить «Синего бога». Принимающая сторона поставила условие — программа должна идти под живую музыку. Пригласили оркестр Ленинградской консерватории под руководством А. В. Титова. Мы с ним были знакомы. Именно Александр Вениаминович стоял за дирижерским пультом, когда я в Лондоне, как приглашенный артист, дебютировал утром и вечером одного дня в «Шехеразаде» на гастролях Мариинского театра. 

Я тогда перед началом спектакля его попросил: «Когда закончится наш дуэт с балериной, дайте мне, пожалуйста, секунд тридцать постоять, подышать, там, как раз, будут аплодисменты». Титов на меня посмотрел с иронией: «Аплодисменты?!». Другим исполнителям в этом месте не хлопали. После спектакля Александр Вениаминович подошел, смеясь: «Николай, это были не аплодисменты, это были овации!»

Именно Титов подал очень хорошую идею по поводу музыки «Синего бога». Сказал, что А. Скрябин мечтал, чтобы его произведения исполнялись в индусских храмах. На том и порешили, партитура была скомпонована из разных произведений композитора. Вся партия Синего бога шла на музыку «Поэмы экстаза». «Синего Бога» Инглинг ставил долго. Работать с ним было интересно, он профессиональный, приятный человек. Каждый раз, когда он накручивал мне в хореографии что-то сверхъестественно техническое, приходилось напоминать: «Уэйн, вы помните, что у меня на голове?» А на моей голове «жил» целый храм в виде роскошной шапки, точно по Баксту, мастерски сделанный ученицей Г. А. Ромашко — Галиной Демичевой. Надев его, я понял, что крутиться, прыгать туры с таким сооружением на голове невозможно. Плясать полчаса без остановки с головным убором, весом в 2 кг — задача не из легких. Приближалась премьера. Мой костюм делали, как всегда, в мастерских ГАБТа Ю. Берляева и Н. Федосова. Он получился фантастически красивым, стоил каких-то невероятных денег. Открытые участки тела должны были быть синими. В Голливуде заказали специальную краску из разряда «для съемки эротических сцен», которая, как там уверяли, не смоется ни при каких обстоятельствах. Однако на генеральной репетиции супер-краска потекла, измазав костюмы других исполнителей. Спасла положение художник Анна Нежная. За сутки до премьеры мне успели сшить комбинезон из тончайшей сетки синего цвета. Я больше не волновался, что могу «смыться». 

25 октября 2005 года «Синий бог» с большим успехом прошел в Москве. На гастролях в Париже и Лондоне его встречали на ура, так же, как и по всей России. Но критики г. Москвы и Московской области бесновались, ругая именно меня изо всех сил. О такой реакции я предупреждал Андриса сразу, еще до начала работы, спасибо, что он не передумал тогда. Однако, как бывало со мной из раза в раз, катастрофа постигла не «Синего бога», а «критическую мысль». Зритель бил мастеров «пера и зубила» рублем, их мнение было туалетной бумагой, которую им самим и полагалось использовать по назначению.

Узнать информацию о книге можно на сайте.

Обсудить на сайте