Лучшее за неделю
7 декабря 2023 г., 18:32

Почему в Москве распилили легендарный трамвай-трактир «Аннушка», который 30 лет катал москвичей вокруг Чистых прудов

Читать на сайте
Фото: ТАСС

Московский трамвай-кафе «Аннушка» прекратил работу еще во время пандемии коронавируса в 2020 году. Тогда владельцы трактира выставили его на продажу. Но покупатель так и не нашелся — спустя три с половиной года простоя на Трамвайном ремонтном заводе раритет вывезли в область и распилили.

Почему трамвай назвали Аннушкой

Легендарный трамвай с литерой А начал ходить по московским улицам 29 декабря 1911 года. Свое название «Аннушка» транспорт получил не в честь героини «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, а из-за того, что курсировал по Бульварному кольцу. Раньше оно называлось «кольцо А». «Аннушка» была одним из первых электрических трамваев столицы, а ее маршрут пролегал по Пречистенской, Кремлевской и Москворецкой набережным. 

В те времена для жителей столицы трамвай был единственным видом общественного транспорта. Вскоре после маршрута «А» в Москве начали работу и другие трамваи, обозначенные буквами. Например, «Б» («Букашка») ездил по Садовому кольцу, а «В» («Верочка») связывал район Таганки с улицей Автозаводская. В 1914 году на линии «А» Миусского трамвайного парка кондуктором работал писатель Константин Паустовский.

«Линия "А" была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии "Б", — интеллигентный и чиновный. Расплачивался такой пассажир обыкновенно серебром и бумажками», — писал он. 

Схему движения «Аннушки» неоднократно меняли. В 1991 году маршрут и вовсе ликвидировали в связи с закрытием движения по кольцу на Зацепской площади. Трамвай вновь начал работу только спустя шесть лет. С 2020 года трамвай ходит от Новоконной площади до станции метро «Чистые пруды».

«Ресторан на колесах»

Помимо настоящего трамвая с 1989 до 2020 года в Москве курсировала и декоративная «Аннушка» — трамвай-трактир. Его открыл предприниматель Мигран Мхитарян. Идея организовать такой «ресторан на колесах» пришла к нему, когда он увидел похожее кафе, курсирующее по Еревану — родному городу предпринимателя. 

«Мы тут же взялись за реализацию своей идеи, пошли по инстанциям. В Апаковском трамвайном депо, к которому приписан трамвай, нас поддержали. Затем — и в "Мосгортрансе"», — рассказывала сестра Миграна Марина Мхитарян. 

Трамвай «Аннушка» забирал пассажиров на трамвайной остановке напротив метро «Чистые пруды», делал круг по Чистопрудному бульвару и возвращался обратно. За 30 лет работы трамвай превратился из чайной в полноценный ресторан с европейской кухней. В меню ресторана, которое было оформлено в виде газеты «Вестник Аннушки», были салаты, горячие блюда, закуски. Трактир также использовали как площадку для корпоративов, там проводили дискотеки с караоке и экскурсии.  

Неоднократно «Аннушку» снимали и в кино. По словам Миграна Мхитаряна, трамвай показали в фильме Эльдара Рязанова «Привет, дуралеи!». В картине Алексея Балабанова «Брат 2» «Аннушку» можно увидеть в эпизоде со стрельбой из пулемета. 

В 2007 году трамвай заменили раритетным вагоном чешского производства «Татра» новой модели, похожей на оригинал. Первоначальную модель распилили. Владельцы рассказывали, что «Аннушка» требует больших трат и вложений — деньги нужны были на оплату электричества, услуг депо, мойки, на техническое  обслуживание, на замену ковролина, трансформаторов. 

В 2020 году на фоне локдауна из-за коронавируса трамвай ходить перестал и не смог возобновить свою работу даже после снятия ограничений. По словам Миграна Мхитарян, в Москве появились новые модели «Витязь», а модели «Татра» уже устарели. Владельцам не удалось получить разрешение от властей на продолжение деятельности. Заменить транспорт на более современный оказалось слишком дорого. «Он стоит от 15 миллионов рублей и выше. Такие вложения не окупятся в ближайшие годы», — сказал Мхитарян. 

После закрытия маршрута владельцы выставили «Аннушку» на продажу. За трактир просили 1,2 миллиона рублей. Спустя три с половиной года простоя на Трамвайном ремонтном заводе покупатели так и не нашлись. В итоге легендарный московский трамвай-кафе вывезли в область и распилили.

Подготовила Ирина Филиппова

Обсудить на сайте