Теория отражения. Интервью с художниками Дмитрием Шориным и Андреем Двином
Расскажите, как родился ваш творческий тандем. Почему вы решили работать вдвоем и о чем ваш новый проект «Небо»?
Дмитрий Шорин: Небо только ленивый не рисовал, но до нас с Андреем никто не делал облака «симметричными» — мы это проверяли. На самом деле, их симметрия — мнимая. Много чего бывает симметричным, но только не облака; они, словно мириады зеркал, отражаются друг в друге и отражают свет. Именно идея отражений была нам интересна в этом проекте, ведь нас объединяет давняя дружба. Мы познакомились в 1987 году, когда поступали на худграф Омского педагогического университета, и с тех пор, мне кажется, смотрим на мир одними глазами, нам нравится одно и то же, мы думаем одинаково, у нас одинаковое понимание происходящего. В этом проекте мы решили показать и лишний раз сами убедиться в том, до какой степени мы «симметричны» духовно. Для этого мы обратились к аллегории неба.
Андрей Двин: Картины из этой серии никак не связаны с абсолютной реальностью, это не пейзажи. Мы смотрим на небо как бы изнутри, через призму наших чувств, отношений, духовных подъемов, каких-то внутренних систем. Мы композиционно вторим друг другу, используем одинаковую колористику, но при этом не копируем, а, можно сказать, зеркалим друг друга. Этот проект — о внутренней близости, о соприкосновении душ, энергий: не к каждому человеку можно так повернуться, чтобы его зеркалить, — это ценная вещь.
А как проходила работа над проектом технически?
Дмитрий Шорин: Мы вешали два холста и одновременно работали. Это был потрясающий опыт, когда один делает свою часть, другой — свою часть, а попутно мы смотрим, что делает каждый, обсуждаем работу. Есть такие тандемы, где художники как бы дополняют друг друга: один как будто неполноценен, и ему нужна подмога. У нас же такой нужды в подмоге никогда не было, мы всегда шли параллельно. Андрей работает с акрилом, я — с маслом. В этом проекте можно заметить, как мы пытаемся совпасть по цвету, что непросто, так как акрил по свойствам совершенно другой, чем масло. Но нам удалось.
Андрей Двин: Мы зеркалили друг друга, но в то же время каждый из нас старался сохранить свою авторскую стилистику. У Димы на протяжении всего творчества небо было одним из основных мотивов, он всегда занимался исключительно фигуративной живописью. Я же работаю в абстракции, а она по сути близка небу. В ходе работы над этим проектом я стал использовать какие-то его приемы, а он — мои. Все происходило органично, мы открыли много нового для себя, и друг в друге тоже.
Что должен знать посетитель выставки, который соберется в Sistema Gallery?
Дмитрий Шорин: В символическом плане с небом ассоциируется многое: эмоции, мольбы, грезы… Небо — суперобитаемое пространство. Сколько взоров обращено к нему с надеждами и мечтами! Нам хотелось как-то упорядочить наши ощущения, а так как картины выглядят симметрично, то нам на ум пришли анатомические атласы. Мы решили, что имеем дело с небесной анатомией, — отсюда и латинские названия картин.
Андрей Двин: Нам хотелось нового взгляда на облака, в которых мы с детства пытаемся рассмотреть что-то конкретное: нам ведь казалось, что они похожи на разных существ. В картинах мы добавили к облакам некие изображения, органично вписавшиеся элементы, которые могут изменить наше восприятие неба.
Беседовал Игорь Гребельников