Спасение внутреннего ребенка. О новом фильме Мишеля Гондри «Книга решений»
Одним абзацем
«Книга решений» — очень французское произведение, легкостью повествования и игривым тоном оно напоминает лучшие ленты 1960-х годов. Мишель Гондри снял метафильм о процессе создания кино. В «Книге решений» он показывает, насколько важно художнику сохранить в себе свежий взгляд на мир. Мысль совсем не уникальная и не новая, но преподносит ее Генри элегантно. Его герой-кинорежиссер боится завершить картину, а потому подобно ребенку носится с камерой и думает, что бы ему еще сделать. Метания мужчины, его детское исследование окружающего мира милы сердцу Мишеля Гондри, прекрасно знающего, каково это — быть очень талантливым человеком и бояться неудачи. Если страшное все равно неизбежно, то можно попробовать поиграть в прятки, закрыв лицо руками и сказав: «Я в домике».
Подробно
Кинорежиссер Марк (Пьер Нинэ) с глазами испуганного ребенка после разговора с продюсерами сбегает из офиса, прихватив свой фильм и компьютеры, чтобы закончить проект за городом, дома у тетушки Денис (Франсуаза Лебрун). Характер у Марка очень сложный, но коллеги-друзья помогают мужчине, потому что верят в его талант. Пока они пытаются смонтировать ленту, художник придумывает, что бы еще включить в фильм. Анимационную вставку? Песню Стинга? Небольшой документальный сюжет о жизни муравья? Чем дальше Марк, по мнению окружающих, откладывает завершение давно начатого дела, тем ближе он подходит к финалу. Мужчина упорядочивает хаос в своей голове при помощи книги решений, куда записывает принципы творческой работы.
Мишель Гондри стал известным на весь мир после выхода фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004). За него режиссер вместе со сценаристами Чарли Кауфманом и Пьером Бисмутом получил премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий». Их совместный проект — гезамткунстверк (нем. термин Gesamtkunstwerk). Этим словом композитор Рихард Вагнер обозначал слияние или синтез разных видов искусства в одном произведении. Каждый из трех соавторов привнес в работу над «Вечным сиянием чистого разума» что-то уникальное. Художник современного искусства Бисмут — сценическое осмысление действа, драматург Кауфман — глубоко психологический сценарий, а Гондри — нервное движение камеры, скачущий монтажный ритм и трюки с пространством. До работы над картиной режиссер снимал клипы для Björk, Daft Punk и The Chemical Brothers.
С 2004 года прошло почти два десятилетия, Гондри подарил миру несколько работ и многолетнюю выставку «Фабрика домашних фильмов» (Home Movie Factory), где посетители могли снять свое кино в предложенных декорациях. Наивность и игривость — с этими понятиями обращался Гондри в «Фабрике домашних фильмов», их же он использует в «Книге решений».
Марк не хочет завершать восьмилетний проект, вместо этого воплощает новые идеи, которые пришли к нему в ночи. Творческий разброс молодого творца — это не только следствие биполярного расстройства (герой перестал принимать таблетки, помогающие справиться с недугом), но и страх художника перед неудачей. Если создание фильма приносит удовольствие, напоминая игру с жизнью, то за взрослый труд, например вырезать на этапе монтажа близкие душе сцены, совсем не хочется садиться. Для самого Мишеля Гондри монтаж — не всегда мучительный процесс, через своего героя и форму произведения автор передает желание убежать от обязанности завершить проект. «Книга решений» по структуре напоминает раннее кино Жана-Люка Годара, «8 1/2» Федерико Феллини и «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча — в фильме есть основная сюжетная линия, но ее постоянно перебивают небольшие мини-новеллы.
Упорядочивает хаос в голове Марк (и сам режиссер) при помощи книги решений, куда надо записывать принципы работы. Герой рисует, пишет максималистские лозунги (типа «Никого не слушай») и пытается их придерживаться, что приводит к ссорам с друзьями и последующим изменениям в жизни. Блокнот с рисунками, отдых в деревне — везде веет детство, дух которого так близок Мишелю Гондри. Потому он взял на главную роль Пьера Нинэ с кукольным, ребяческим лицом, а на роль тети — поразительную и нежную Франсуазу Лебрун, сыгравшую в важнейшем французском фильме 1970-х годов «Мамочка и шлюха». Через тандем старушки и взрослого дитя, их теплые взаимоотношения, Гондри передает ценность непосредственного, игрового отношения к жизни, которое можно сохранить даже во взрослом возрасте. В философии Гондри только свежий взгляд может создать цветущее искусство, завораживающее легкостью и воздушностью мысли.