Пропаганда насилия и кража образа Линдси Лохан. В чем обвиняли создателей GTA
Grand Theft Auto или GTA — это серия экшен-игр о жизни американских преступников в мире гипертрофированного насилия. Ее создателями являются братья Сэм и Дэн Хаузеры, основатели компании Rockstar Games. Первые части Grand Theft Auto выходили еще в конце прошлого века — это были пиксельные игры, в которых угон автомобилей и перестрелки не выглядели реалистично. По-настоящему культовой серия стала с третьей части криминальной саги о «великих автоугонщиках» — в разговорном американском английском Grand Theft Auto означает угон автомобиля, мотоцикла и другого автотранспорта. Происходящие на экране погони и перестрелки в 3D казались геймерам 2000-х максимально приближенными к жизни.
GTA 3
GTA 3 вышла 22 октября 2001 года. В отличие от предыдущих частей она была сделана в формате 3D. Графика и открытый мир, по которому можно было свободно перемещаться, поражали воображение игроков. Прежде уже выходили аркадные проекты вроде Driver, где геймеры тоже могли участвовать в погонях по городу, но проработка окружения и побочных активностей там была намного слабее.
В GTA 3 игрок отправляется в «худшее место в Америке» — туманный и дождливый вымышленный мегаполис Либерти-Сити, напоминающий Нью-Йорк. Город намеренно переименовали, чтобы избежать конфликтов с муниципальными властями, которым идея ультранасилия на улицах виртуальной Маленькой Италии была, мягко говоря, не по душе. Главный герой игры — преступник по имени Клод, который хочет отомстить отправившей его за решетку подельнице Каталине. Чтобы осуществить задуманное, персонаж участвует в разборках между бандами и таким образом завоевывает авторитет в криминальном мире. Все ключевые механики остались прежними: игрок, как и в двухмерных играх, гоняет по городу на машине и расстреливает все, что движется.
Изначально GTA 3 должна была выйти в первый месяц осени 2001 года, но ее релиз отложили после теракта 11 сентября. На фоне национальной трагедии, когда два самолета врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра, кровавая игра про бандитскую жизнь и хаос в Нью-Йорке выглядела слишком провокационно. Для того чтобы избежать параллелей с реальностью, разработчики исключили из игры миссии революционера-бомбиста Даркела, который предлагал герою, например, подорвать школьный автобус. А на единственном самолете, который есть в GTA 3, летать было почти невозможно — при попытке взлета управление инвертировалось и было максимально неотзывчивым.
Революционная для своего времени графика сыграла с проектом злую шутку. Американские психологи, напуганные реалистичным насилием в GTA 3, один за другим публиковали разоблачительные статьи о том, как игра поощряет антисоциальное поведение и превращает детей в преступников. Об «исключительном дурновкусии» создателей игры писали даже в The New York Times, где всерьез обсуждать видеоигры прежде было не принято. С тех пор каждая GTA сразу после выхода подвергалась нападкам со стороны обеспокоенных родителей, политиков и журналистов.
GTA: Vice City
Действие второй трехмерной игры серии происходило в вымышленном городе Вайс-Сити, прообразом которого стал солнечный Майами. На этот раз игрока отбрасывало во времени на 20 лет назад, в 1980-е. Своей атмосферой и сюжетом игра сильно напоминала фильм Брайана Де Пальмы «Лицо со шрамом» — один из создателей игры Дэн Хаузер был большим фанатом этой картины. Графически GTA: Vice City не сильно отличалась от своей предшественницы, зато возможностей в ней стало значительно больше. Теперь игрок мог управлять мотоциклами и вертолетами, переодевать своего персонажа и покупать недвижимость.
После релиза игры в 2002 году общественность вновь пыталась уличить братьев Хаузеров в негативном воздействии на детскую психику и воспевании насилия. Например, создателей GTA: Vice City критиковали за миссию, в которой игроку предлагалось убивать членов гаитянской и кубинской банд, которые существовали на самом деле.
В то же время в США все чаще стали регистрировать преступления, совершенные подростками, предположительно, под влиянием игр Rockstar Games. В июне 2003 года 18-летний Девин Мур застрелил нескольких офицеров полиции из украденного пистолета, угнал служебную машину и попытался сбежать. Когда подростка поймали, он сказал, что «жизнь — это видеоигра», в которой всем однажды придется умереть. Тогда же появился слух о том, что Мур очень любил GTA: Vice City. Впрочем, в суде связь между увлечением видеоиграми и тройным убийством признавать отказались, а спустя время и сам преступник заявил, что видеоиграми никогда не интересовался.
GTA: San Andreas
В октябре 2004 года вышла GTA: San Andreas. На этот раз действие происходило сразу в трех городах, прототипами которых послужили Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Лас-Вегас. Сюжет был построен вокруг войны афроамериканских банд с другими преступниками и коррумпированной полицией. Технологически игра опять изменилась не сильно, зато к и без того широкому спектру возможностей добавились продвинутый тюнинг автомобилей и еще более проработанный открытый мир. Многие ежедневные активности из реальной жизни вроде посещения спортзала или похода на свидание в GTA: San Andreas появились как отдельные мини-игры.
В том же 2004 году с Rockstar Games судился известный противник видеоигр адвокат Джек Томпсон. Основываясь на историях вроде тройного убийства, совершенного Девином Муром, он на протяжении нескольких лет пытался доказать, что GTA пагубно влияет на американских подростков. Все без исключения проекты студии Томпсон называл «симуляторами убийств» и надеялся отсудить у компании более 240 миллионов долларов за пропаганду жестокости. Его основная претензия к San Andreas была вызвана одной из мини-игр, в которой главный герой мог заниматься сексом со своими девушками. Инициативу юриста поддержала даже сенатор Хиллари Клинтон, однако вскоре после этого за фальсификацию доказательств вины Rockstar Games Томпсона отстранили от всех дел, в которых он участвовал.
В 2008 году власти штата Флорида и вовсе лишили Томпсона адвокатской лицензии за постоянные необоснованные жалобы. Для Rockstar исчезновение их главного медийного противника было скорее печальной новостью: нанести финансового ущерба компании эпатажный Томпсон так и не смог, зато к выходу каждой игры студии он своими антинасильственными акциями бесплатно устраивал такую пиар-компанию, за которую иные разработчики охотно отдали бы пару миллионов долларов.
GTA 4
29 апреля 2008 года для консолей нового поколения PlayStation 3 и Xbox 360 вышла GTA 4, которую игровые журналисты до сих пор называют самой революционной частью серии. Так, для своего нового проекта Rockstar за огромные деньги создала собственный физический движок Euphoria, который позволял всем персонажам реалистично двигаться и реагировать на физические воздействия, например при столкновении машин вылетать через лобовое стекло, хромать от выстрела в ногу и так далее.
Сюжет GTA 4 строился вокруг истории Нико Беллика — выходца из Восточной Европы, который в поисках лучшей жизни оказался в уже знакомом игроку Либерти-Сити. Со времен GTA 3 город был полностью переработан и напоминал Нью-Йорк конца 2000-х. Его перенесли в виртуальный мир настолько тщательно, что тогдашний мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг выступил с речью о том, как несправедливо со стороны Rockstar было представлять одно из самых безопасных мест в США столицей криминального мира.
Все в том же 2008 году с критикой в адрес Rockstar внезапно выступила ассоциация «Матери против вождения в пьяном виде». Членам организации не понравилось, что в игре есть возможность выпить в баре и сразу после этого управлять автомобилем. Реализма добавляла характерная «плавающая» камера, которая имитировала эффект опьянения. Ожидаемо, разбирательство не закончилось ничем и Rockstar остались при своих деньгах.
GTA 5
Последняя на данный момент часть Grand Theft Auto вышла в 2013 году и воспринималась игровым сообществом как настоящий блокбастер. Открытый мир стал еще больше, а геймплей — еще вариативнее. Главных героев теперь было целых три, и игрок мог переключаться между ними в любой момент. Действие игры вновь происходило в Лос-Сантосе — местном аналоге Лос-Анджелеса.
Из-за вопиющей жестокости, сцен пыток и пристрастия геймеров «убивать проституток, чтобы забрать у них деньги» игру вскоре после начала продаж отказалась распространять американская торговая сеть Target. Другой скандал был связан с Линдси Лохан. На одном из постеров к GTA 5 изображена девушка с белыми волосами в красном пляжном бикини, очевидно пародирующая звезду «Дрянных девчонок» и «Ловушки для родителей». За использование своего образа актриса планировала отсудить у Rockstar деньги, но спустя пять лет судебных разбирательств проиграла дело, поскольку вдохновляться фотографиями реальных людей при создании вымышленных персонажей разработчикам видеоигр не запрещено.
Подготовил Егор Спесивцев