Режиссер Мария Агранович: Если в фильме не исповедуешься до слез, нужно раздать драйва
Работать над сериалом «Убить Риту» вы начали не сразу. Кто писал сценарий до вас?
До меня над сценарием работала команда известного питерского сценариста Максима Есаулова. Это была очень интересная остросюжетная история, но ей, как мне показалось, не хватало индивидуальности. Я ее добавила.
Что именно изменилось в вашей версии?
Подход к написанию сценария. При работе над персонажами я брала за основу героев фильмов Квентина Тарантино, Гая Ричи. Это такие смешные бандюганы, которые в российском кино почти не встречаются. Тон и темп картины тоже сильно преобразились. Я старалась заимствовать атмосферу гонконгских боевиков, добавила абсурдного юмора. Короче говоря, изменилось не то, что происходит, а то, как все это выглядит. Я поменяла правила художественного мира, сделала так, чтобы на экране знакомые интерьеры, типажи и сюжеты казались инопланетными.
Главная героиня — тоже «инопланетянка»?
Мне кажется, да. Я очень хотела, чтобы Рита была не просто сильной женщиной, но и отличалась какой-то странностью. Я специально сделала ее неловкой, дурацкой. Условно, она случайно убивает трех человек и говорит: «Ну вот, опять!» Рита — в первую очередь обычная девушка, которая в экстремальных ситуациях совершает ошибки. Она не супергерой. Мы и Женю Борзых на главную роль выбрали именно потому, что из всех претенденток она показалась самой дурашливой.
В сериале «Убить Риту» действие происходит в Петербурге, но выглядит он совсем не так мрачно и сурово, как привык зритель.
Да, верно. Многие годы, когда я приезжала в Петербург, мне там было как-то нехорошо, некомфортно. Совершенно другим он показался мне пару лет назад. Я отправилась туда по работе и увидела вдруг азиатчину, перенасыщенность. Люди вокруг мельтешат, много разных запахов, цветов. Для меня Петербург — это такой очень красивый восточный ковер. Хотя в нем, безусловно, есть и что-то от Лондона.
«Убить Риту» — редкий пример жанрового российского кино. Как вам кажется, почему у нас так редко снимают качественные развлекательные фильмы?
Жанрового кино немного, это правда. Но есть, например, «Брат 2» — эталонный блокбастер и лучший российский развлекательный фильм. За современными проектами я слежу меньше, из-за работы не хватает времени, но там тоже иногда встречаются интересные проекты. Вообще, я очень люблю зрительское кино. Мне не кажется, что авторские картины нужно противопоставлять массовым. Кино, по-моему, бывает двух видов — интересное и скучное. Снимать скучное кино — бессмысленно, потому что его просто никто не захочет смотреть. Если ты в своем фильме не исповедуешься до слез, нужно раздать драйва и веселиться.
Есть какие-то еще жанры, в которых вам хотелось бы поработать?
Я очень люблю мультяшный юмор — у нас в этом направлении почти не экспериментируют, хотя стоит. Еще мне нравится качественный треш вроде фильма Петра Федорова Per Rectum (2005). Я мечтаю снять что-то настолько же трешовое, но для этого нужна хорошая команда сценаристов, собрать которую довольно трудно. Плюс у нас большие проблемы с позиционированием: даже абсолютно понятные жанровые проекты пытаются продавать предельно странно. Как будто люди не в курсе, как последние 50 лет монтируют трейлеры, рисуют постеры. Казалось бы, давно не нужно ничего придумывать. И все равно есть какие-то затыки.
В сериале «Убить Риту» есть моменты, которые вам не нравятся?
Скажу честно, мне не понравилась музыка. В какой-то момент продюсеры приняли решение поменять оригинального композитора, который специально для сериала написал саундтрек. Я совсем не понимаю ту музыку, которая звучит в сериале сейчас, и то, как она там расставлена. Мне это очень мешает следить за сюжетом.
Порекомендуете напоследок несколько сериалов?
Из того, что сейчас вспоминается, мне понравился сериал «Родина». Еще очень люблю «Настоящую кровь» про вампиров. Первый сезон «Настоящего детектива», по-моему, тоже достойный. И, конечно, «Ванда/Вижн». Не могу сказать, что он мой любимый, но это пример грандиозной задумки и абсолютной творческой свободы. Я не понимаю подход, когда люди садятся работать над сценарием с мыслью «из точки А герои придут в точку Б». Интереснее, когда сценаристы стараются запутать зрителя, изобретают разные уровни реальности. Создатели «Ванда/Вижн» деконструируют те жанры, которые в России еще не успели построить. Это очень круто.
Беседовал Егор Спесивцев