Мастерской Гогена и Модильяни в Париже необходим срочный ремонт. Как активисты пытаются сохранить здание
Активисты организовали сбор пожертвований на реставрацию одной из старейших художественных резиденций Парижа. «Ателье 11», расположенное в тупике Сите-Фальгьер, в течение последних 160 лет является домом для живописцев из разных уголков мира.
Ателье для бедных художников
В 1860-е годы художник Александр Фальгьер и его наставник Жюль-Эрнест Буйо построили на территории старого завода в Сите-Фальгьер 30 зданий с комнатами, которые отдали под творческие мастерские. Таким образом Фальгьер хотел обеспечить нуждающихся живописцев недорогим жильем. К началу XX века Париж стал культурным центром всей Европы — во многом благодаря терпимому отношению французского правительства к мигрантам. Район Монпарнас, в котором расположились мастерские Сите-Фальгьер, притягивал мастеров изобразительного искусства всех стран: здесь создавали интернациональные художественные коммуны. Студии Монпарнаса объединяли в своем пространстве творцов Парижской школы — сообщества художников, развивавших в своих работах принципы импрессионизма и постимпрессионизма. Одна из мастерских — «Ателье 11», привлекавшее художников недорогой арендой, — оказалась в эпицентре развития и распространения новых художественных течений.
Зачем нужна реставрация
На данный момент дом, в котором расположено «Ателье 11», нуждается в масштабной реставрации. Среди запланированных ремонтных работ — реконструкция фасада. Особенное внимание уделят окнам, оригинальным деревянным и металлическим рамам, к которым не прикасались с момента постройки здания. Сейчас активисты открыли онлайн-сбор средств для восстановления легендарной мастерской. Основная цель — сделать «Ателье 11» комфортным для жизни и творчества. По заявлению Джессики Чилло, курирующей процесс реконструкции пространства Сите-Фальгьер, главная суть ремонтного проекта — сохранение объекта исторического наследия, в котором до сих пор кипит жизнь. «Мы не хотим превращать это место в музей, а хотим, чтобы оно оставалось местом, куда художники могут приходить и работать», — говорит Джессика. Активисты рассчитывают собрать около 150 тысяч евро для восстановления студии.
Гении Парижской школы — Гоген, Модильяни и Сутин
Среди мастеров, некоторое время работавших в «Ателье 11», был Поль Гоген, известный живописец, прославившийся своими экзотическими пейзажами, экспериментами с цветом и формой. Гоген не сразу пришел к своему творческому призванию, в течение первых 30 лет жизни заботясь о развитии карьеры биржевого брокера. Когда Гоген устал от бытовой рутины, он решил посвятить себя творчеству. В 1877 году живописец снял студию в тупике Сите-Фальгьер, на тот момент уже успевшем стать знаменитым среди парижан. Период жизни в Сите-Фальгьер ознаменовался для Гогена участием в художественных салонах, импрессионистских выставках, общением с творческим кругом Эдуарда Мане. Постепенно Гоген все больше отдалялся от прежней работы и даже от своей семьи, все время отводя живописи.
Амедео Модильяни переехал в Сите-Фальгьер в 1909 году. К тому времени он уже активно заявлял о себе как о представителе нового искусства: писал авангардные работы, вдохновляясь новаторскими идеями Пабло Пикассо и его окружения. В Сите-Фальгьер живописец познакомился с Константином Бранкузи, скульптором из Румынии, после чего и сам начал создавать каменные скульптуры. В общей сложности Модильяни вырезал из камня 25 работ, во многих из них нашли отражение элементы африканской и шумерской культур. По вечерам художник ставил над каждой из голов свечу, таким образом создавая в студии атмосферу старинного храма. В качестве материалов для скульптур Модильяни, вероятно, использовал известняк со стройки, проходившей в районе Монпарнаса. В 1911 году Амедео Модильяни познакомился с Анной Ахматовой, которая вместе с Николаем Гумилевым проводила в Париже медовый месяц. Между Ахматовой и Модильяни возникла симпатия, художник несколько раз изображал поэтессу в своих работах. По воспоминаниям Ахматовой, Модильяни писал ее портреты именно в стенах «Ателье 11». Неясно, как именно развивались взаимоотношения живописца и поэтессы, но Ахматова называла Модильяни «одним художником», с которым у нее «абсолютно ничего не было».
Некоторое время мастерскую с Модильяни делил Хаим Сутин, которого в творческих кругах считают одним из основателей французского экспрессионизма. Модильяни ввел Сутина в круг талантливейших художников той эпохи, разглядев в юном товарище нового гения Монпарнаса. В разгар Первой мировой войны, когда полупустой Париж боролся за выживание, Хаим Сутин решил запечатлеть ветшавшую мастерскую со стороны. Получившиеся картины «Сите-Фальгьер» и «Художник в Сите-Фальгьер» не обладают дикой хаотической энергией, присущей самым известным его работам. Сутину было всего 20 лет, когда он переехал в Париж из Беларуси, 21 год — когда началась война. Но в ранних произведениях художника уже прослеживается определенная «шаткость» изображаемых объектов, свойственная его уникальному стилю.
Настоящее и будущее художественной резиденции
В 1960-х в разгар обновления районов Парижа почти все мастерские, находившиеся в тупике, были разрушены, на их месте появилась многоквартирная застройка. «Ателье 11» — единственная художественная студия, пережившая процесс реновации и принимающая гостей до сих пор. Так, студию Модильяни в течение 40 лет (до 2021 года) арендовала сербская художница Мира Маодуш. Основная особенность ее работ заключается в использовании каллиграфии при создании композиции. Через буквы, окрашенные в яркие цвета и принимающие необычные формы, художница делится своим уникальным взглядом на мир и искусство. В основном Мира пишет на холсте кириллицей, иногда создает работы на русском языке.
В течение последних двух лет ассоциация l’AiR ARTS, чья миссия — организация проектов межкультурного обмена, развивает программу по созданию будущей резиденции художников в «Ателье 11». После реставрации здание станет пригодным для того, чтобы большее количество французских и зарубежных мастеров смогли работать в обновленных студиях. По мнению представителей ассоциации, наследие «Ателье 11» принадлежит мировому сообществу, а работа над восстановлением мастерских — это дань уважения художникам прошлого.
Подготовила Ирина Фирсова