Самолеты, рамен и софт-рок. Что любит и не любит японский аниматор Хаяо Миядзаки
«Мальчик и птица» — новый анимированный фильм культового японского режиссера Хаяо Миядзаки. Премьера картины в России состоится 7 декабря. По ее сюжету японский подросток Махито во Второй мировой войне теряет мать. После этого он вынужденно эмигрирует с отцом и мачехой в новую страну, где герою предстоит пройти тяжелый период адаптации. Справиться с печалью помогает чудо — от волшебной цапли мальчик узнает, что его мать все еще жива. Через портал в сказочной башне он отправляется на ее поиски в фантастическую параллельную реальность.
Во многом новая картина Миядзаки основывается на его собственных детских впечатлениях и переживаниях: когда будущему режиссеру было три года, он точно так же, как его герой, вместе с родителями бежал из разбомбленного Уцуномия в Кануму. Мать у Хаяо осталась жива, но страдала от туберкулеза позвоночника, из-за чего проводить с ней много времени у мальчика не получалось.
Обожает авиацию и все, что с ней связано
Отец японского мультипликатора был главой Miyazaki Airplane — огромной компании, которая производила запчасти для военных самолетов во времена Второй мировой войны. Родившийся в 1941 году Миядзаки с самого детства привык к проносящимся над головой боевым самолетам, сильно романтизировал саму идею покорения неба на железном воздушном судне. В той или иной форме самолеты фигурируют почти во всех культовых работах аниматора: «Мой сосед Тоторо» (1988), «Служба доставки Кики» (1989) и «Порко Россо» (1992). А в мультфильме 2013 года под названием «Ветер крепчает» Миядзаки рассказывает реальную историю авиаконструктора Дзиро Хорикоши, который создал японские самолеты Mitsubishi A5M и Mitsubishi A6M Zero.
Любит создавать истории про «сильных женщин»
Начиная с дебютной работы «Навсикая из Долины ветров» (1984) Миядзаки исследует типажи сильных самодостаточных девушек, которые «всегда готовы бороться за то, во что они верят всем сердцем». «Им может понадобиться друг или сторонник, но никогда не спаситель. Любой человек, вне зависимости от пола, может стать героем», — говорил режиссер в одном из своих поздних интервью. Для середины 1980-х такой подход был новаторским: тогда женские персонажи чаще всего появлялись в роли «девушки в беде» и едва ли были способны на подвиг.
Не любит писать сценарии
Работу над своими мультфильмами Миядзаки всегда начинает с зарисовок и эскизов. «Я никогда не отталкиваюсь от сюжета. Обычно у меня просто нет на это времени, — говорил он в интервью 2002 года. — История развивается, когда я готовлю раскадровки. Мы никогда не знаем, куда пойдет история — просто продолжаем рисовать, пока все не станет ясно. Это опасный способ создания мультфильма, и я бы хотел, чтобы все было по-другому, но, к сожалению, я работаю именно так».
По словам соучредителя Studio Ghibli и давнего коллеги Миядзаки Тосио Судзуки, в работе над каждым фильмом его авторской студии наступал момент, когда Миядзаки переставал писать и начинал заниматься чем угодно, кроме работы. «Он мог часами рубить дрова для чугунной печи, которая стояла в его студии. Я приходил туда и буквально уговаривал его продолжать рисовать», — вспоминал Судзуки.
Не любит, когда его фильмы сокращают
В 1997 году компания Miramax купила права на показ «Принцессы Мононоке» в США. Американцы хотели сократить хронометраж фильма со 133 до 90 минут. Оскорбленный таким предложением, Миядзаки отправил руководителям Miramax самурайский меч с надписью: «Никаких порезов». Шалость удалась — в Северной Америке «Принцесса Мононоке» вышла в полном объеме.
Любит готовить еду для своей команды
Во время создания «Унесенных призраками» Миядзаки и его подчиненные работали сутками напролет без выходных: сроки сдачи проекта были очень жесткими. Чтобы поднять боевой дух персонала, каждый вечер режиссер устраивал перерыв на обед, когда один из участников команды готовил еду для остальных. В роли шеф-повара не раз выступал и сам Миядзаки. Его коронным блюдом был «соленый рамен для бедняков» — лапша быстрого приготовления с яйцами и свежими овощами.
Любит японский софт-рок
В 1995 году во время работы над «Принцессой Мононоке» Миядзаки представил единственный за всю свою карьеру анимационный клип на песню On Your Mark для понравившегося ему японского софт-рок-дуэта Chage and Aska. Действие музыкального видео происходит в научно-фантастическом мире будущего. Миядзаки рассказывает историю двух полицейских, которые участвуют в рейде на храм местного религиозного культа. В конце фильма герои отпускают на свободу ангела, которого правительство держало в плену внутри ядерного реактора.
Подготовил Егор Спесивцев