Лучшее за неделю
16 октября 2023 г., 17:50

Кассетный мальчик разбивает стекла. 5 главных песен группы «Мумий Тролль»

Читать на сайте
Солист группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко во время выступления, 2019 год
Солист группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко во время выступления, 2019 год Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

К 2023 году Илья Лагутенко успел, кажется, все. Он работал переводчиком, выпускал хиты на русском, английском и китайском, гастролировал по всему миру, снимался в кино и писал книги. В 2022 году при участии молодых инди-групп из Владивостока музыкант выпустил «киноповесть о Тихоокеанской республике» — литературную фантазию о параллельном мире под названием «Владивосток-3000». «Сноб» попробовал проследить эволюцию лидера «Мумий Тролля» через пять его главных песен.

«Кассетный мальчик», альбом «Новая луна апреля»

Дебютный магнитоальбом «Новая луна апреля» Илья Лагутенко со школьными друзьями Альбертом Красновым и Владимиром Луценко записал еще в 1983 году. Своим звучанием ранний «Мумий Тролль» подражал «новым романтикам» с их наивной футуристической эстетикой. Меланхоличный синти-поп тогда был в моде, благодаря чему релиз хорошо разошелся во владивостокском андеграунде.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

«Кассетный мальчик» — одна из самых характерных песен с альбома. Она посвящена портативному плееру Sony Walkman — почти инопланетному гаджету, который Лагутенко ласково называет «подругой Соней». У самого лидера «Мумий Тролля» плеера не было — он случайно увидел его рекламу в японском журнале и так сильно впечатлился, что написал об этом первую в жизни настоящую песню.

Солист группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, 2007 год
Солист группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, 2007 год Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Герой трека — «музыкальный симулянт», который носится по улицам в больших наушниках в поисках кассет с новыми песнями любимых групп, «торчит» на груве британской «новой волны». Поет и пишет Лагутенко образца 1983 года еще совсем не так, как привыкли слушатели его более поздних альбомов, но особая исполнительская харизма в песнях «кассетного мальчика» Ильи уже видна.

«Забавы», альбом «Морская»

Альбом «Морская» Лагутенко записал в 1996 году в Лондоне. Чтобы арендовать студию, давний друг музыканта, продюсер Леонид Бурлаков продал квартиру. В первый студийный релиз «Мумий Тролля» вошли песни, написанные Лагутенко уже после школы — во время учебы в университете и работы переводчиком в Китае и Великобритании. Записать «Морскую» Бурлаков с Лагутенко, по их собственным словам, хотели, чтобы воплотить детскую мечту, и на успех пластинки не рассчитывали. Однако в 1997-м альбом был издан и стал самым громким музыкальным событием года на отечественной сцене.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Герой песни «Забавы» хочет «переплавить пули в струны», смягчить своей музыкой непростые условия жизни во Владивостоке начала 1990-х. «Время было суровое, очень неспокойное. Тогда у каждого в голове были собственные методики завоевания мира, которое начиналось буквально с соседнего ларька. Соответственно, люди и гуляли так же. У меня была определенная практика работы в точках общественного питания. Какое-то время во Владивостоке я постоял за барной стойкой. Все эти персонажи через меня, скажем так, проходили. У Элтона Джона была такая песня, суть которой: не стреляйте в пианистов. А здесь суть в том, что пианиста все-таки застрелили», — рассказывал Лагутенко в одном из интервью.

Музыкально «Морская» представляла новый для России жанр — «рокапопс». Местами звучание «Мумий Тролля» походило на популярные в середине 1990-х брит-поп-группы Oasis, Blur и Suede — это была драйвовая и шумная музыка, которая развивала традиции классического британского рока вроде The Beatles и The Kinks.

«Доля риска», альбом «Икра»

Второй студийный альбом «Мумий Тролля» не столько продолжал «Морскую», сколько переизобретал звучание группы, утяжелял и усложнял его, искал способ «шарахнуть током, трахнуть звуком» — и ярче всего сделал это именно в «Доле риска». В поисках вдохновения для этой песни Лагутенко обращался не только к брит-попу, но и к более ранней альтернативной британской музыке, например джэнгл-поп-коллективу The Smiths.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

«Когда я услышал первый трек с альбома Strangeways, Here We Come, это была A Rush and A Push and the Land, я подумал, что хотел бы написать именно такую песню, с жонглирующими гитарными пассажами, нестандартным минималистическим грувом», — признавался музыкант. В «Доле риска» Лагутенко воплощает это стремление, заимствуя интенсивный гитарный звук у Джонни Марра и некоторые образы, вроде «повесившегося диджея», у автора текстов и вокалиста The Smiths Моррисси. 

Культовому британскому коллективу Лагутенко обязан и своей легко узнаваемой поэтикой. По собственному признанию, на момент знакомства с творчеством The Smiths Лагутенко еще не знал английского и воспринимал тексты песен как «мантры», удивительно мелодичное мурлыканье, которое легко и надолго западает в голову. Именно так, как бы подражая незнакомому инопланетному языку, Лагутенко стал писать и исполнять песни в своей фирменной развязной манере.

«Стекла», альбом «Меамуры»

«Меамуры» — самый интимный и романтичный альбом «Мумий Тролля», вышедший в 2002 году. После расставания с многолетним продюсером группы Леонидом Бурлаковым Лагутенко переизобретает звучание коллектива, делает его волнующим и расслабленным. Лучше всего атмосферу всего альбома передает песня «Стекла». Традиционно мурлыкающий Лагутенко расплывается в теплом гитарном шелесте и мягких клавишных переливах. Герой «Стекол», как и сам Лагутенко, успокаивается: теперь он не бьет стекла, а меняет их, обреченный на долгую и счастливую жизнь.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

В начале 2000-х, параллельно с концертным туром в поддержку «Меамуров», группа выступает на Евровидении, сам Лагутенко начинает сниматься в кино, писать книги, работать над саундтреками и постепенно отходит от образа развязной рок-звезды. Стилистически музыка «Мумий Тролля» в это время становится все более минималистичной: звучание «Меамуров» продолжит развиваться в шестом альбоме группы «Слияние и Поглощение» в сторону мелодичного джэнгл-попа и электропанка.

«С чистого листа», альбом «Пиратские копии»

В 2010-х «Мумий Тролль» пытались покорять зарубежную аудиторию: в 2012 году вышел первый англоязычный альбом группы — Vladivostok, а в 2014-м музыканты объявили о работе над релизом для китайской публики. Сборники со старыми песнями на русском продолжали выходить, но свежего материала группа почти не выпускала. Новое дыхание у Лагутенко открылось в 2015 году с выходом «Пиратских копий».

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

«С чистого листа» — это песня о взрослении: музыкальном и обычном. Герой «Мумий Тролля» уже очень много сделал: переплавленные из пуль струны заржавели, огонь в глазах погас, а жизнь все равно идет. Куда — «не видно». На самом деле название песни обманчиво. Начать «с чистого листа» у персонажа, как и у самого Лагутенко, не получится, но это и неплохо. В клипе на песню музыкант устраивает пикник со своими детьми на побережье Тихого океана и освобождается таким образом из плена «пиратских копий», спасается от «увядания и исчезновения» в кругу семьи. За пределами шоу-бизнеса жизнь основоположника «рокапопса» только начинается.

Автор: Егор Спесивцев

Обсудить на сайте