«Богоматерь цветов». Как Жан Жене открыл мировой литературе французскую подворотню
Французский писатель Жан Жене родился 19 декабря 1910 года на окраине Парижа. Его мать работала проституткой. Она родила Жана от одного из клиентов, но из-за своего образа жизни не смогла заботиться о сыне и отдала его в приют через семь месяцев после рождения. Вскоре Жене оказался в приемной семье.
Первое время Жан был очень набожным и послушным ребенком, однако в возрасте 10 лет его обвинили в краже, которой он не совершал. Разгневанный этим событием, мальчик решил назло всем на самом деле стать преступником. Он начал постоянно сбегать из дома и промышлять мелким воровством. В 15 лет за многочисленные кражи Жене впервые попал в колонию для несовершеннолетних, откуда спустя несколько лет также сбежал — правда, ненадолго. Чтобы не угодить за решетку, Жан даже уходил служить на фронт, откуда его выслали за «непристойное поведение». В тюремной камере писатель время от времени оказывался вплоть до середины 1940-х. Причины были самыми разными: от бродяжничества до подделки документов.
Дебютный роман «Богоматерь цветов» Жене начал писать в 1943 году в период отбывания своего последнего тюремного срока. Сразу после публикации книги за судьбой писателя стали пристально следить главные публичные интеллектуалы Франции: от поэта Жана Кокто до писателя и философа, автора «Тошноты» Жан-Поля Сартра. Именно с их помощью Жене смог избежать пожизненного заключения за кражу раритетного сборника стихотворений Поля Верлена, которое грозило ему в конце 1940-х.
Искаженная мораль
Из-за богатого криминального бэкграунда у Жене успела сложиться собственная система моральных координат, которая резко расходилась с общепринятыми нормами поведения. Например, он считал, что убийство — это акт добродетели, способ освободить человека от немощи, несчастья или бессмысленного существования. В отличие от французских интеллектуалов вроде Марселя Пруста, которые разбирались в жизни социального дна с точки зрения человека высокого сословия, Жене описывал криминальный мир изнутри, смотрел на живущих по соседству с ним хладнокровных убийц глазами такого же дикого зверя. В то же время он оставался интеллектуалом, человеком исключительного художественного вкуса и таланта, который умел тонко чувствовать и точно переносить на бумагу окружающий его ужас.
Примечательно, что даже после своего невероятного писательского успеха Жене продолжал жить как бродяга. Он так и не обзавелся собственным жильем, а компании других французских интеллектуалов часто предпочитал таких же, как он сам, проститутов. Идеально приспособленный для выживания в любых обстоятельствах уголовник Жене плохо справлялся с обычной жизнью. Этой неспособности быть обыкновенным человеком и посвящен его первый роман.
Эротика и хроника распада
Главный герой «Богоматери цветов» умирает в тюрьме от туберкулеза. Большая часть романа посвящена его воспоминаниям о жизни до тюремного заключения. Главным образом сюжет сосредотачивается вокруг девиантного сексуального опыта персонажа.
Художественный мир Жана Жене — это темные парижские улицы, тонущие в «жемчужной грязи», по которым бродят отбросы общества, преступники и извращенцы.
Природа у Жене всегда «беременна смертью», охвачена гниением. Разрушительным вирусом жизни, который заставляет все живое страдать и выворачиваться наизнанку. Абсолютно все герои «Богоматери цветов» больны. Каждого из них сковывает непреодолимая судорога, невозможность выбраться из жестокой тоталитарной системы, которая подавляет их свободную животную волю. Все, чего хочется главному герою, — находится далеко за пределами камеры и общественной нормы приличия.
Примечательно, что насилие и связанная с ним подневольность для Жене — это движущая сила жизни, источник подлинной экзистенциальной свободы. В мире, где нет жесткого репрессивного аппарата, герою «Богоматери цветов», ровно как и самому автору романа, нечего делать, некому противостоять. Заключенные у Жене — одновременно мученики и садисты, хищники, которые упиваются собственным и чужим страданием. Насилие для них — источник извращенного наслаждения.