«Мазохизм присущ нам априори». Почему людям нравятся истории про маньяков и как тру-крайм может повлиять на психику
Как зародился жанр тру-крайм
Тру-крайм — это общее название для фильмов, сериалов, подкастов и книг о преступлениях, сюжеты которых основаны на реальных событиях. Сам жанр зародился еще в XVI веке в США. Тогда в прессе появились первые рассказы о совершенных в округе насилии и преступлениях. Большое значение авторы заметок уделяли образу убийцы и причинам его поступка. В XVIII веке популярность получили детективы, например, в 1866–1868 годах писатель Эдуард Вилес опубликовал рассказ Black Bess о жизни и смерти английского бандита Дика Терпина.
Одним из основоположников современного жанра тру-крайм считается американский писатель Трумен Капоте, автор романа «Хладнокровное убийство» (1966). Его книга рассказывает об убийстве семьи фермера в штате Канзас — писатель провел собственное расследование и описал все подробности этого дела. Роман стал бестселлером. А уже 1970–1980-е годы агент ФБР Роберт Ресслер впервые ввел в научный обиход понятие «серийный убийца».
Расцвет жанра в США произошел в 2015 году, когда на платформе Netflix вышел документальный сериал «Создавая убийцу» об американце Стивене Эйвери. Он провел 18 лет в тюрьме за изнасилование, которое не совершал. Интерес к теме убийств не утихает до сих пор — в 2022 году первое место в числе самых просматриваемых фильмов сервиса Netflix занял сериал о серийном убийце «Монстр: История Джеффри Дамера». Он оказался таким же популярным, как сериал «Игра в кальмара» и четвертый сезон «Очень странных дел».
Как Леонид Каневский стал символом тру-крайма в России
В России популярность жанра тру-крайм пришлась на «лихие» 1990-е — эпоху бандитизма и расцвета криминала. Если во времена СССР в СМИ из-за цензуры не публиковали информацию о преступлениях, то в молодой России, с появлением независимых печатных изданий, наоборот, об убийствах стали писать много. Журналисты старались рассказывать истории о маньяках и их жертвах в мельчайших подробностях — благодаря популярности криминальной хроники тиражи изданий активно росли. Одним из главных медиа того времени, публиковавшим подобные истории, считается еженедельник «Криминал», который выходит с 1997 года и печатается до сих пор.
Криминальные хроники с откровенным контентом стали в том числе символом телевидения 1990-х. Целое поколение россиян выросло на передаче «Криминальная Россия». Она выходила на разных каналах с 1995-го по 2014 год и представляла собой цикл документальных фильмов о преступниках и работе следователей.
Но настоящей легендой отечественного тру-крайма стала программа «Следствие вели…» с ведущим Леонидом Каневским. Передача выходит на экраны уже 17 лет. В ней рассказывают о самых резонансных преступлениях в СССР, а ведущий вмешивается в сюжет и комментирует его.
Среди фанатов Каневского оказалось много молодежи. Цитата ведущего «Но это уже другая история» стала мемом и до сих пор «вирусится» в соцсетях. А после эпизодов, где режиссеры вывели на экран несколько изображений ведущего, поклонники придумали шутки про шизофрению или приятный вечер наедине с самим собой.
Сам ведущий признавался, что ему нравится такое внимание молодежи: «Ко мне подходят дети 13–15 лет и говорят те слова, ради которых я там существую: “Как интересно! Как здорово!” А криминал они могут посмотреть на любом канале. Им интересно смотреть и слушать про то время: как жили, как общались, как шутили. Они слышат мою интонацию и верят мне». Сегодня обзоры на программу «Следствие вели...» часто снимают блогеры — видео набирают по несколько миллионов просмотров.
Бум на маньяков в медиа
Жанр тру-крайм до сих пор активно освещается в развлекательных телешоу. Уже больше 15 лет высокие рейтинги показывает программа «Битва экстрасенсов» на канале ТНТ. Наибольший интерес у зрителей вызывают испытания, где участнику нужно расследовать убийство.
Хороший рейтинг и у выпущенных в России фильмов и сериалов на тему тру-крайма: «Паук» (2015), «Душегубы» (2019), «Хрустальный» (2021). В 2022 году «Чикатило» Сарика Андреасяна возглавил топ самых популярных российских проектов онлайн-кинотеатра Okko. В начале 2023 года на платформах more.tv и «Кинопоиск» вышел сериал «Фишер» о серийном убийце Сергее Головкине.
Режиссер одного из первых российских сериалов о маньяках «Закон» (2002) Александр Велединский назвал причиной феномена популярности таких проектов среди зрителей банальный интерес: «Человек боится многих вещей, но с интересом смотрит на них в кино. Наверное, это приглушает страх. Помогает подсознательно ответить на вопрос, как бы лично я себя повел в такой-то ситуации».
Представители книжных сервисов также отмечают рост интереса читателей к теме убийств. Шеф-редактор группы компаний «ЛитРес» Екатерина Писарева сообщила «Снобу», что с 1 января по 28 сентября продажи non-fiction книг в категории «Расследование преступлений» выросли на четверть, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В топ самых продаваемых книг за полгода, по словам Писаревой, вошли: «Неестественные причины. Записки судмедэксперта: громкие убийства, ужасающие теракты и запутанные дела» Ричарда Шеперда, «Маньяк Фишер. История последнего расстрелянного в России убийцы» Елизаветы Бута, «Убийца сидит напротив. Как в ФБР разоблачают серийных убийц и маньяков» Джона Дугласа и Марка Олшейкера, «Зодиак. Непойманный убийца» Роберта Грейсмита.
Повышенный интерес к жанру отмечают и в «Букмейте». Литературный критик и шеф-редактор сервиса Константин Мильчин рассказал, что лидерами продаж остаются книги «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь» Дэвида Гранна и «Дневники Лоры Палны» Марии Погребняк и Дмитрия Лебедева. Последняя была составлена на основе одноименного подкаста.
Аудиопрограммы, в которых ведущие рассказывают истории реальных преступлений и пытаются выяснить мотивы и разобраться в психологии преступников, дали новый виток развитию жанра тру-крайм во всем мире. В США выяснили, что на него приходится 24% самых рейтинговых подкастов. Следом идут подкасты о политике (10%) и о поп-культуре, развлечениях и искусстве (9%). В России истории о преступлениях и маньяках изучают авторы подкастов «У холмов есть подкаст», «Тут такое дело», «Ненастоящий детектив», «Булочка True Crimes» и другие.
В сентябре личный проект про маньяков на YouTube запустила журналистка Саша Сулим. Любители страшных историй окрестили ее «королевой тру-крайма в России». Девушка изучает эту тему несколько лет. В 2017 году она взяла интервью у ангарского маньяка Михаила Попкова, а в 2021-м написала книгу «Безлюдное место. Как ловят маньяков в России». Выпуски про маньяков Андрея Чикатило и Марию Петрову на странице Сулим за месяц в общей сложности набрали почти 6 млн просмотров.
Сулим объясняла рост популярности к теме в интервью ведущему проекта «Модный подкаст»: «Тру-крайм — это какая-то неотъемлемая часть нашей жизни. Я выросла на передаче “Криминальная Россия”, вспоминаю, как это меня жутко пугало в детстве. Это было для меня окно в параллельный мир, потому что у меня было довольно спокойное детство. Выдумать можно все что угодно, но когда ты читаешь или смотришь историю, которая выглядит как выдуманная, а на самом деле это все было, это эффект производит просто невероятный».
Почему людям нравятся истории про преступления
Согласно статистике, интерес к теме тру-крайм выше у женщин, чем у мужчин. 28-летняя жительница Москвы Екатерина рассказала «Снобу», что любит смотреть истории про маньяков, чтобы отвлечься от бытовых проблем: «Когда я смотрю такие “страшилки”, меня, как ни странно, это успокаивает. Сразу кажется, что у меня-то в жизни все хорошо. К тому же мне никогда не быть детективом или следователем, а тут ты будто входишь в их роль и сам расследуешь преступление».
Психолог Анна Чуксеева объясняет феномен тем, что жанр тру-крайм привлекает тревожных личностей, а женщины, по ее словам, больше, чем мужчины, склонны к повышенной тревожности. Кроме того, именно у них выше шанс стать жертвой маньяка. «Такие передачи иногда служат образовательным целям. Условно, чем больше я смотрю и изучаю тему, тем больше получаю ощущение, что смогу распознать маньяка и среагировать в той или иной ситуации. Достаточно распространенная женская фантазия — быть соблазненной, преследуемой, покоренной, даже изнасилованной. Эти фантазии сильно табуированы, и при просмотре сюжетов о реальных маньяках могут найти себе место. Но важно понимать, что речь идет о фантазии и глубинных инстинктах, что никак не связано с оправданием реального насилия», — говорит психолог.
Специалист считает, что при потреблении контента на тему убийств и криминалистики человек проживает свои страхи, но при этом отдает себе отчет в том, что в данный момент он находится дома и в безопасности.
«Мазохизм присущ нам априори. Просматривая фильмы о маньяках, мы фантазийно можем проживать свою агрессию и даже желание убивать. Но, пока речь идет о фантазийном уровне, это абсолютно нормально», — комментирует Чуксеева.
Психолог добавляет, что бесконтрольный просмотр фильмов и чтение книг жанра тру-крайм может повлиять на психику человека. Например, может наблюдаться повышенная тревожность, могут появиться проблемы со сном или страх гулять вечером. В таком случае потребление подобных материалов стоит сократить.
За что критикуют тру-крайм
Многочисленные сериалы и фильмы про маньяков, основанные на реальных событиях, поднимают важный этический вопрос: насколько гуманно показывать на экране и транслировать на большую аудиторию истории, которые жертвы преступлений предпочли бы забыть.
Другой момент осуждения тру-крайма касается романтизации образа преступника и создания «культа личности». В 2021 году интервью журналистки Ксении Собчак со «скопинским маньяком», который четыре года держал взаперти и насиловал двух несовершеннолетних девочек, вызвало волну споров в сети. Многие считали, что таким образом телеведущая сделала из преступника героя.
Президент фонда «Сохраняя жизнь» Анна Межова, много лет работающая с детьми, пережившими насилие и психологическую травму, отметила, что подобные интервью могут стать триггером для людей с нездоровой психикой: «Они, возможно, посмотрят передачу и тоже захотят славы».
Еще при жизни лидер ЛДПР и депутат Госдумы Владимир Жириновский требовал законодательно запретить брать интервью у лиц, осужденных по статьям о насилии или убийстве. Эту инициативу поддержала и депутат Оксана Пушкина. Она пообещала подготовить закон, запрещающий осужденным высказываться о событиях, касающихся потерпевших. Также она предлагала запретить вышедшим на свободу общаться с потерпевшими и приближаться к ним. Но инициативу пока так и не реализовали. В 2023 году в эфире телеканала «Россия 24» вышла программа «По следу зверя». В ней показали интервью с «залегощенским маньяком», лишившим жизни четырех человек, в том числе троих детей.
Подготовила Ирина Филиппова